Что делать, если у тебя классная команда, но нужна ещё одна такая же и быстро: решение на примере сети кондитерских
Заказчик хотел открыть третью кондитерскую, но так, чтобы не тратить кучу времени и сил на обучение и стандартизацию процессов. Рассказываю по шагам, как всё было.
Основала студию контента «Соль», помогаю бизнесу привлекать клиентов через контент-маркетинг | телеграм-канал
Мы в «Соли» делаем контент-продукты, которые помогают решать бизнес-задачи. База знаний закрывает сразу несколько таких задач: масштабирование, найм и обучение новых сотрудников, контроль качества.
* Оговорочка: база знаний помогает, только если ей действительно пользоваться. Если же сделать её и положить на полочку — само ничего не заработает.
Заказчик — сеть кондитерских в Ижевске
Екатерина Харалдина основала кондитерскую «ЦЕХ». Ижевск — маленький город с большим количеством кондитерских, при этом «ЦЕХ» за 5 лет работы собрал огромную клиентскую базу. Например, за год жители города съедают больше четырёх тонн торта «Наполеон». И высокий чек «ЦЕХа» их не останавливает.
Когда заказчица обратилась к нам, у неё было уже две кондитерские, но она планировала открывать новые…
Боль клиента. Раньше Екатерина сама обучала каждого сотрудника, обкатывала и доводила до идеала все процессы в кондитерских. Особенно коммуникацию с клиентами. Этот опыт нужно было закрепить в стандартах сервиса, чтобы разгрузить руководителя и вытащить из его головы всю важную информацию. Сделать её доступной для всех.
Чтобы разгрузить руководителя, его опыт нужно было закрепить в базе знаний и сделать её доступной для всех сотрудников.
Задача: упаковать базу знаний, которая поможет обучать новых сотрудников без участия Екатерины. И сделать это так, чтобы качество сервиса не страдало. Это значит, что текст должен быть понятным, а разделы внутри базы — описывать все внутренние процессы компании. Чтобы новые сотрудники поняли, как всё устроено, и начали применять эти знания в работе.
Всё это мы зафиксировали в документе «Понимание задачи».
Понимание задачи мы составляем для каждого проекта. Чтобы убедиться, что правильно поняли заказчика, а тот был уверен, что результат будет соответствовать его ожиданиям.
Провели больше пяти часов интервью с руководителем и сотрудниками ЦЕХа, чтобы упаковать шесть документов
Сначала мы изучили внутренние процессы в команде и определили список документов, которые полностью их опишут. Получилось шесть:
Затем продумали внутреннюю структуру документов. Разрабатывали её так, чтобы выстраивалась общая логика и было легко найти нужный материал.
- В вводной части объясняем, почему сотруднику важно прочитать инструкцию. Если этого не сделать, у него не будет мотивации её читать;
- Указываем ответственных и исполнителей. Так мы исключаем случаи, когда сотрудник не знает, к кому бежать, чтобы решить проблему, и начинает отвлекать от работы других;
- Расписываем каждое действие по шагам. Подробно объясняем и приводим примеры.
Только после этого начали упаковывать каждую инструкцию.
Документ 1. Стандарты сервиса — чтобы сотрудники работали по единым правилам: знали, как действовать на рабочем месте, взаимодействовать с клиентами и разрешать конфликты.
Документ 2. Принципы работы — чтобы сотрудники были на одной «волне» и выдавали результат, который соответствует ожиданиям клиентов. В документе знакомим с историей кондитерской, транслируем её ценности, чтобы сформировать корпоративную культуру.
Корпоративная культура строится на миссии, ценностях, подходе к работе самого собственника. Он, как прожектор, транслирует это на компанию. Поэтому, когда работаем с базой знаний, — мы просто вербализуем подход собственника к делу.
Документ 3. Стандарты работы менеджера заказных тортов — чтобы сотрудник подробно выяснял задачу у клиента, передавал ее в производство, а с производства организовал доставку ко времени в нужное место.
Документ 4. Стандарты внешнего вида — чтобы внешность сотрудников усиливала концепцию бренда, а не выбивалась из неё.
Документ 5. Алгоритм выявления потребности — чтобы сотрудники умели задавать правильные вопросы и лучше понимали, чего хочет покупатель.
Документ 6. Обработка возражений — чтобы менеджер знал, как вести себя в нестандартных ситуациях, имел наготове несколько вариантов решения проблемы и умел работать с возражениями клиентов.
Руководитель прописывает скрипты один раз для всех и больше не объясняет каждому сотруднику по отдельности. Если сотрудники ошиблись или забыли скрипты, то достаточно указать на документы, которые есть в базе знаний, чтобы те прочитали их самостоятельно. А не тратить время на объяснения каждому члену команды.
Работали над базой знаний, а сделали ремонт в кондитерской: как так вышло
База знаний полезна, только если она конкретная и понятная. Поэтому, чтобы описать какой-то процесс, сначала в нём нужно разобраться. И в ходе этой работы часто всплывают несостыковки или неэффективные части процесса. Например, когда мы писали про выдачу заказов, оказалось, что витрину можно организовать лучше.
В итоге сделали ремонт и изменили линию раздачи, чтобы при большой загрузке упаковывать заказы быстрее и очередь была меньше.
Создали шесть документов по 15 тысяч знаков — 8 листов А4
Если базой знаний пользоваться неудобно, то никто и не будет. Поэтому важно упаковать такие большие объёмы так, чтобы в материалах было удобно ориентироваться. Чтобы сотрудникам было легче усваивать информацию, мы её структурировали и писали понятным языком, использовали примеры.
Чтобы прописать скрипты работы сотрудников мы не только брали интервью у команды, но и приходили в ЦЕХ наблюдать за их работой.
В итоге база прижилась, а сотрудники ЦЕХа вдохновились на создание видеоинструкций, чтобы дополнить её.
Теперь руководитель экономит время, а сотрудники работают по единому стандарту
До работы с Солью у Екатерины было две кондитерских в Ижевске, сейчас их уже три. Базой знаний пользуются каждый день, она помогла решить три проблемы:
— сотрудники меньше ошибаются;
— руководитель тратит меньше времени на погружение новичков;
— руководитель больше не тратит время на объяснения, а требует от сотрудника выполнение стандартов работы, ссылаясь на базу знаний.
Плюсы базы знаний:
- стажеры читают о бизнес-процессах и погружаются в дело, а при необходимости обращаются к базе знаний и не отвлекают вопросами других сотрудников;
- утвержденные стандарты позволяют быстро передавать знания новеньким и избегать неточностей при передаче информации между сотрудниками, если они что-то забыли или пропустили;
- стандарты сервиса помогают руководителю контролировать сотрудников.
Когда я читала готовый текст, было ощущение, что текст я писала сама. Читая его, я находила что-то новое, на что не обращала внимание ранее.
В результате все, кто работают с этой базой знаний, имеют прочный фундамент, к которому они всегда могут вернуться, пересмотреть таблички и скрипты обращения с клиентами
База знаний — это не панацея, а лишь часть системы обучения сотрудников
База знаний, как правильное питание — все понимают, что полезно есть больше овощей и меньше гадостей, но не все это делают. Не думайте, что вот напишете базу, отдадите команде разок, и само всё заработает. Так не будет. Она лишь часть большого процесса, которая помогает сформулировать главное и запустить процессы: онбординга, обучения, контроля качества. Будет ли база знаний работать — зависит от того, как собственник в конечном счёте всё внедряет. Или нет.
Если ваша база знаний не работает, пишите мне в телеграм @sophie_salt, сделаю аудит. Если базы ещё нет, то поделюсь, как выстроить процесс её упаковки.
Подписывайтесь на телеграм-канал — рассказываю о контенте, маркетинге, контент-маркетинге. Откуда взять целевых лидов, как увеличить охваты и вовлеченность. Без регистрации и смс.
Жаль что я на диете)
Поддерживаю! )
Комментарий недоступен
Например?)
На какой платформе выложили базу знаний? Если на специализированной, то на какой и есть ли тесты? Если нет, то как проверяете знание/понимание?
В Новом городе открыли третий Цех?
Лучше спросить у Екатерины :)