Как продать себя? Шаблон для «чайников». Определение клиентских сегментов
В предыдущей главе «Как продать себя? Определение юнитов» мы определяли «что продаем?». Теперь определим «Кому продаем?».
Мы составим ментальную карту (mindmap) , которую будем уточнять, менять, проверять, дополнять по ходу проекта. В конце она будет отличаться до неузнаваемости, а люди, описанные в ней, станут нам близкими родственниками.
Mindmap в продакт-маркетинге - это совокупность данных о клиенте: портрета, целей и способов их достижения. Чем точнее она составлена тем эффективнее будет ценностное предложение, легче найти емкие каналы продаж. И тем уже будет сегментирована целевая аудитория. Что дает нам что? Все верно ты подметил, - снижение стоимости привлечения этого клиента и увеличение количества продаж.
В рамках юнит-экономики до запуска проекта, mindmap - это просто прогноз. Вместе с тем, хорошего продакта от плохого отличает то, что прогноз сбылся. Хороший mindmap продакт отдает шестилетнему ребенку и тот запускает рекламную кампанию оффлайн и онлайн, параллельно проводя мероприятия с дистрибьюторами. Правильно? Правильно.
Начнем? Напомню, эта статья - часть комплексного проекта «Как продать себя?» от и до. Шаблон может применить на себя любой соискатель работы как на продукт или бизнесмен на свой бизнес. Поэтому рекомендую прочесть или прослушать все главы по порядку.
Все наши юниты связаны с предоставлением услуг в промежутке от продакт-менеджмента до маркетинга:
То есть, наша целевая аудитория это либо компании либо самозанятые люди. Кто принимает решения в компаниях о финансировании отдела маркетинга? Либо руководитель компании либо руководитель службы маркетинга . А, в случае с самозанятостью, сам предприниматель.
Однако, при одних и тех же целях, компании и малые предприниматели используют разные способы достижения. Предпринимателю не хватает денег на содержание службы маркетинга и ему нужен работник на аутсорсинг. А вот компаниям и бизнесменам покрупнее чаще нужен сотрудник в штат. Выделяю эти два сегмента.
Прим.: на самом деле сегментов больше (и юнитов тоже), часть из них - это соискатели, часть предприниматели , которые хотят все сделать сами, но им нужен шаблон действий. Да и эти два сегмента разобьются на несколько поуже. Но моя задача сейчас не продать шаблон, а дать его тебе.
Mindmap
Использовать мы будем mindmap Алексея Черняка (со-основатель Darberry и бывший генеральный директор Groupon). Она немного изменена, но суть та же:
PMMA - Руководители
Соцдем
Что мы знаем о социально-демографических данных представителя сегмента? Часто это мужчина, 35-49 лет (это я выяснил через Вордстат Майл.ру, подставив туда запросы, которые я выяснил через Вордстат Яндекса) . Так как нам нужна з/п от 80 000 р., а проекты мы исполняем за 100 000, то наш сегмент должен быть привязан к крупному городу. Работает либо руководителем компании либо начальником отдела сбыта. Оборот компании пусть будет от 60 млн. р. в год.
Прим.: нам важен оборот, а не чистая прибыль. При большом обороте хочется увеличить прибыль. Когда же прибыль велика, а особенно если она велика по отношению к обороту, мысль «надо что то менять» не приходит.
- М
- 35-49 лет
- Город >1 млн.
- Владелец, руководитель или начальник отдела сбыта
- Оборот компании >60 млн. р.
Признаки, интересы
- Большой оборот, малая прибыль
- Положительно относятся к моей серии статей «Как продать себя?»
- Серфят интернет в поисках «волшебной таблетки»
- Следят за трендами маркетинга
- Знают маркетинг, но по верхам
Ситуации и причины поиска специалиста
- Не видят эффекта от рекламы
- Видят эффект от рекламы конкурента
- Приступы или хронические страхи потерять прибыль
- Желание увеличить прибыль
- Делегирование обязанностей при росте
- Делегирование обязанностей от усталости
- Необходимость в консультации
- Поиск новых аудиторий/дистрибьюторов
- Поиск новых каналов продаж
- Проектная работа при рефинансировании
- Проектная работа при запуске бизнеса
- Ощущение отсутствия связи между продуктом и маркетингом
Стадии выбора
- Осознание потребности
- Поиск через поисковик в своем городе
- Изучение предоставляемых услуг, сопоставление со своими потребностями и логикой
- Просмотр портфолио
- Чтение отзывов
- Обсуждение с коллегами, семьей, друзьями, авторитетами
- Подведение итогов, выбор
- Звонок
Конкуренты
Это и прямые и не прямые и вымещающие конкуренты (о том какая разница между этими конкурентами читай в статье «SEO для «чайников» в 2019. Ч. 1»). В общем, все те продукты, на которые представитель сегмента тратит деньги для закрытия потребностей в продакт-маркетинге.
- Штатные маркетологи
- Аутсорсинг-аудит
- Курсы для сотрудников
- Рекламные агентства
- Маркетинговые агентства
- Агентства полного цикла
- Самостоятельное ведение РК
БВС
Барьеры, возражения и сомнения. Различаются, как ты уже понял, по степени «тяжести».
- Укомплектованный штат
- Нет понимания кто такой продакт
- Отсутствие возможности сравнить результаты «с» и «без»
- Недоверие к предоставляемой информации
- Недоверие к отзывам
- Не нашел услуги решающей его проблему
- Высокая стоимость относительно з/п маркетолога
- Нет возможности точно спрогнозировать увеличение продаж
- Нет офиса агентства в его городе
- Нет возможности «попробовать»
- Не укладывается в голове план работ
- У конкурентов дешевле
- Личная неприязнь
- «Они сделают, деньги возьмут, а результата не будет»
- Нет примеров кейсов в такой же компании с такой же организацией службы маркетинга
- «А может дело не в продакте?»
- Конкуренты сотрудничали с именитыми брендами
- Нежелание выделять бюджет на открытие службы маркетинга
- В агентстве нет полного комплекса работ (дизайнера, специалиста по РК)
Семантика
Здесь я не вдавался, поскольку СЯ либо надо собирать сразу, а еще и для разных каналов разные ядра, либо не трогать вообще. Так как сборка семантических ядер нам еще предстоит, то я выбрал второе.
- Рекламное агентство
- Маркетинговое агентство
- Нужен маркетолог
- Маркетинговый анализ
- SEO продвижение/оптимизация/аудит
- Агентство полного цикла
- Привлечение клиента
- Увеличить продажи
- Продвижение сайтов
- Разработка бизнес-плана
Не бей сильно, я исправлюсь
Площадки
Где обитают онлайн и оффлайн наши будущие друзья
- Бизнес инфо-ресурсы
- Инвестиционные сообщества
- Закрытые бизнес-сообщества
- Мероприятия бизнес направленности
- Сообщества ВК/ФБ/Инстаграм, экономящие время
- Интернет-ресурсы конкурентов
- Бизнес-блоги и каналы ВК/ФБ/Телеграм
- Ресурсы, предлагающие продукцию бизнес и лакшери классов
- Элитные спортивные секции
- Элитные жилые комплексы
- Телевидение
- Бизнес-курсы
Авторитеты
Поклонниками чего являются, к чьему мнению прислушиваются
- Авторы популярной бизнес-литературы
- Успешные известные личности (напр., Павел Дуров)
- Бренды часов/авто/журналов/курортов/атрибутики
- Местные политики/администрация, с которыми нужно дружить
- Жена
Цели
Та потребность, страх, которые хотят закрыть
- Чтобы бизнес работал сам
- Стабильный большой доход
- Рост и масштабирование
- Вытеснение конкурентов/завоевание ниши/лидерство
- Найти обходные пути входа в старый рынок
- Диверсификация
- Догнать конкурентов
- Утвердить бренд
- Видеть результат от рекламы
- Не потерять бизнес
- Реанимация при входе на локальный рынок лидера (напр., Леруа Мерлен)
- Получить понимание как связать продукт с маркетингом
- Связать продукт с маркетингом
Как видишь, этот сегмент уже сам по себе разрывается на два: тех, кто хотят сохранить лидерство и тех, кто хочет догнать конкурентов.
На самом деле всё просто. Просто делай как я, и все у тебя получиться и с трудоустройством и с бизнесом.
Теперь мы с тобой пойдем проводить интервью с руководителями компаний. Их будет, для начала, десять. Нам же нужно проверить гипотезы, которые мы с тобой нафантазировали в ментальной карте. Когда конкретно на vc выйдет статья посмотри в группе ВК PMMA .
Правильно? Правильно.
Комментарий недоступен
Не понял про три части. Какие части и чего?))
А вы соискатель или бизесмен в данный момент? Просто это для определенной целевой аудитории, под которую вы не обязаны подпадать.
А вот читателей моих друзей любименьких дорогих обзывать необучаемыми не надо)
Есть ссылка на майндмеп? А то увы не могу воспринимать этот текст.
Работает? http://www.xmind.net/m/dBHp9D
Понимаете, да, что тут 1 сегмент только?
Цикл статей как подороже торгануть жопой чтобы она не болела.
То есть без пенетрации? Ну так норм жеж