Овощная лавка в Ярославле или SMM в Дубае: какой бизнес лучше и почему?
Три года назад Доро Тошпулотов открыл магазин с овощами и фруктами Lavka Pomidoro в Ярославле. А потом решил уйти в другую нишу — продюсирование экспертов. Он рассказал, в какой нише выгоднее запускаться и почему.
Раньше Доро работал в айти-компаниях, но денег на спокойную жизнь с семьей не хватало. Перед 8 Марта они с женой решили подзаработать — продавать тюльпаны на рынке к празднику. Когда они заработали столько же, сколько за месяц в найме, Доро понял: свой бизнес — это реальный шанс хорошо зарабатывать.
Но какой бизнес открыть?
«В Таджикистане очень развита продажа овощей и фруктов, а в Ярославле никто этим особо не занимался. Я решил открыть офлайн-магазин овощей и фруктов с доставкой Lavka Pomidoro. Мне нравилось, что мой бизнес нужен людям».
От конкурентов Lavka отличалась сервисом — больше систем лояльности, меньше возвратов, качественная продукция. В клиентах — люди с доходом выше среднего, которые могли тратить на фрукты до 100 000 рублей в месяц.
Сложности в товарном бизнесе
Самые большие проблемы у компании были с поставщиками. Искать новых нужно было постоянно: летом тебе везут продукцию одни, зимой — другие.
«Были ситуации, когда нам подсовывали дорогущую черешню зимой, полностью гнилую. Суммарно за три года мы потеряли больше миллиона рублей. В какие-то моменты мы выкидывали полтонны черешни, потому что она была мелкая и невкусная».
Как Доро нашел крутых поставщиков и клиентов? Читай в полной версии статьи.
Вложения, прибыль, расходы
В среднем чистая прибыль лавки в месяц составляла 100 000–150 000 рублей. При этом затраты были немаленькими: в рекордный по выручке месяц, компания потратила на закупку 1,7 млн рублей, а на списание испорченного товара — 213 000 рублей. Это самая большая статья расходов.
Еще и масштабировать лавку было тяжело: на ремонт, аренду и оборудование на новой точке нужно было бы вложить 2–3 млн рублей.
«Когда я столкнулся с проблемами масштабирования, я пришел в “Лайк”. Хотел понять, как я могу вырасти. Наставники подтвердили то, что я сам не хотел признавать: у меня недостаточно ресурсов, чтобы сделать рывок в этой нише».
Новый этап — новая ниша
Выбрать новое направление мужчине помог Аяз. На одном из занятий он спросил зал, кому нужны подписчики, — и многие подняли руки. Доро вспомнил: ему нравится вести блог, у него крутые охваты. Это подтолкнуло его к тому, о чем он давно задумывался, — продюсирование экспертов.
Как работает Доро:
1. Находит клиентов с запросом увеличения заработка.
2. Проводит платную консультацию, чтобы дать человеку пользу и лучше его понять.
3. Помогает проанализировать текущую ситуацию и предлагает внести изменения.
4. Приводит клиентам трафик — это самый частый запрос. Рассказывает, что нужно сделать, чтобы человек от первого касания дошел до целевого действия — оставил заявку, сделал покупку.
На самом деле, у Доро два решения для клиентов: полноценное ведение клиента и его сторис или постоянное консультирование. Первый вариант проще, но в таком случае конверсия может не подняться, а упасть — аудитория всё чувствует. Со вторым клиентам помогает аккаунт-менеджер, который постоянно отсматривает контент клиента и дает рекомендации.
Средний чек Доро — 150 000 рублей.
Плюсы ниши:
- Не нужно вложений и супернавыков на старте. Даже если ты не эксперт, можно найти экспертов в команду.
- Польза для клиентов. Такие услуги нужны всем.
- Перспективность. Весь бизнес уходит в онлайн.
- Потолок дохода не ограничен. В продюсировании легко масштабироваться.
Так лавка или SMM?
«В качестве первого бизнеса открытие своей овощной лавки — это проигрышный вариант. Туда нужно вкладывать много денег, есть куча подводных камней. Окупаться это будет долго.
Продюсирование экспертов — вообще другая история, здесь очень просто запуститься. Работать можно из любой точки. Клиентов находить везде просто. Например, благодаря такому выбору ниши я с семьей в 2022 году переехал на время в Дубай».
С какой командой работает Доро, какие у него вложения и расходы и что он планирует делать дальше? Читай в полной версии статьи.