Что и где читают предприниматели микро- и малого бизнеса

В начале прошлого года мы всерьёз задумались о том, как строить коммуникации с нашими партнёрами и клиентами. Мы не понимали, что их волнует, что они читают, как и где они следят за новостями. По сути, мы ничего не знали о своих текущих и потенциальных клиентах. Мы просто делали свою работу: налаживали сервис, оттачивали поддержку, но при этом хотели расти и развиваться. Очевидно, что ресурсов на широкомасштабное исследование у нас не было. Мы решили, что стоит просто выйти в люди и начать разговор.

Что и где читают предприниматели микро- и малого бизнеса

Так и сделали. Вышли на известные и знакомые нам площадки и пригласили предпринимателей принять участие в нашем опросе. Попросили рассказать о том, что их беспокоит, какие издания они читают, чем занимаются и чем пользуются для ведения учёта в своей компании. Нас поддержали многие площадки — vc.ru, Деловая среда, Хабр.

92 респондента / 7 вопросов / 20+ каналов и СМИ с анонсом

Собранные данные мы систематизировали и выделили несколько ключевых тенденций. Сейчас расскажем о них подробнее.

Пол и возрастная категория

Нельзя сказать, что у нас были ожидания по возрасту и полу респондентов. Мы хотели увидеть некий срез, но результаты нас, тем не менее, удивили. Оказалось, что предпринимательство является привлекательной сферой для людей разных возрастных групп и обоих полов. Опрос показал, что наибольшее количество предпринимателей относятся к возрастной группе 31-40 лет, что, наверное, закономерно — для самостоятельного плавания необходимы зрелость и опыт, которые уже, как правило, есть у этой группы. Примерно одинаковое количество молодых предпринимателей и тех, кто старше 40, свидетельствует о том, что возраст не является препятствием для начала своего дела. Наименьшее количество предпринимателей — младше 21 года. Предполагаем, что в силу возраста эта группа ещё не полностью осознает потенциал и возможности предпринимательства, либо не имеет достаточных ресурсов. Не исключаем и другие факторы, которые могут ограничивать эту группу от участия в бизнесе.

Что и где читают предприниматели микро- и малого бизнеса

Сфера деятельности

Большинство предпринимателей занимаются оказанием услуг в различных сферах — ИТ, маркетинг, бытовые услуги. Значительная часть занимается торговлей, в том числе электронной коммерцией, что не удивительно на фоне растущей популярности онлайн-продаж и использования маркетплейсов для расширения своего бизнеса. Для нас это была новая информация, фактор, который мы упускали из виду, и осознали благодаря опросу. Результатом стал отдельный модуль по маркетплейсам, который мы стали предлагать нашим клиентам совместно с партнёрами. Наконец, небольшое количество предпринимателей имеют своё производство, что подтверждает мнение об определённых сложностях и барьерах, связанных с созданием и развитием производственных площадок и предприятий.

Что и где читают предприниматели микро- и малого бизнеса

Использование 1С и других систем учета

По данным опроса использование 1С оказалось достаточно популярным, но не всеобщим. Значительная часть респондентов использует таблицы Excel или Google для ведения бухгалтерии и других задач. Возможно, так же для учета продаж, расчета себестоимости, планирования производства или маркетинговых задач. Для нас это обнадеживающие данные: есть куда расти и есть основания полагать, что новые предприниматели будут выбирать именно 1С в облаке, где многие рутинные задачи автоматизированы, данные всегда сохраняются, есть возможность отправлять отчетность прямо из программы. Плюс постоянные обновления и адаптация к изменениям в законодательстве, обучение и техническая поддержка.

Что и где читают предприниматели микро- и малого бизнеса

Популярные платформы и источники информации

Очень интересной и информативной оказалась часть об источниках информации. У нас уже был блог на vc.ru, но были сомнения, стоит ли тратить усилия на его ведение и публикации. Опрос показал, что vc.ru является наиболее популярной онлайн-площадкой среди предпринимателей, за которой следуют РБК и Forbes. Также предприниматели проявляют интерес к Яндекс.Дзену, Тинькофф Журналу и другим бизнес-ориентированным ресурсам. Habr предприниматели, принявшие участие в нашем исследовании, читают меньше всего. Справедливости ради, оговоримся, что здесь возможны искажения, так как vc.ru был одной из площадок, которая поддержала наше приглашение к опросу, и очевидно, что достаточно много участников уже читали этот ресурс.

Из мессенджеров самым популярным оказался Телеграм, но опять же - много объявлений об исследовании было в телеграм-каналах, поэтому мы не претендуем на истину.

Отраслевые новости, например, о введении новых требований и изменениях в законодательстве, предприниматели предпочитают узнавать из Консультанта, от банков и различных Telegram каналов - с экономической тематикой, отраслевых, по маркетингу и продажам. Что интересно, четверть участников вообще не пользуются социальными сетями для бизнеса или отраслевых новостей.

Что и где читают предприниматели микро- и малого бизнеса

Острые темы для микро- и малого бизнеса

Привычно самой горячей темой, основным риском и угрозой для предпринимателей остаются внешние факторы - политическая и экономическая ситуация в стране. Многие выделяют высокие ставки налогообложения и изменения в налоговом законодательстве, как тему, всегда актуальную для малого бизнеса. Следующая важная тема - развитие бизнеса, конкуренция и продвижение товаров и услуг. Около 5% респондентов отметили, что их волнуют задачи, связанные с подбором и удержанием персонала. Что стало для нас ещё одним сюрпризом. Мы думали, что только нам нужны толковые и опытные сотрудники:)))

Выводы для себя мы сделали. Теперь мы чуть лучше знаем своих потенциальных клиентов и знаем, где и о чем можем с ними общаться.

99
1 комментарий

Интересное наблюдение и статья, спасибо! :)

1
Ответить