Маркировка блогеров: возьмите паузу
По статистике, в России тысяча блогеров-миллионников, 250 000 блогеров с аудиторией 100 000+ подписчиков и 800 000 блогеров-пятитысячников. При этом в Роскомнадзоре на всю страну работает только несколько тысяч человек (включая бухгалтеров, админов и уборщиц). Всех блогеров оштрафовать нереально, но по какому принципу будут выявлять виновных и за кем придут?
Помогая рекламным агентствам, мы ежедневно сталкиваемся с преувеличением угрозы штрафов за маркировку. Например, вчера блогер с тысячей подписчиков запросил от агентства отчитаться в ОРД за рекламную интеграцию — кружок в Telegram. При этом расходы агентства на отчетность сопоставимы деньгам, которые в итоге получил блогер за свою работу.
Разогревают ситуацию три обстоятельства: 1) почти любая информация в интернете может расцениваться Роскомнадзором как реклама; 2) декларированы огромные штрафы за отсутствие маркировки; 3) нагнетание ситуации от юристов и СМИ.
При этом рекламодатели, рекламные агентства и блогеры не учитывают, что сейчас нет экспертов, которые знают, как будет применяться закон на практике. Каждый совет по маркировке, инструкция по внесению данных в ОРД, формулировки в договоры являются лишь субъективной попыткой предугадать неизвестное.
В то же время за целый год не было составлено ни одного административного протокола о нарушении правил маркировки, ни один блогер не был оштрафован. Это нельзя объяснить добротой Роскомнадзора или отсутствием желания приносить в бюджет деньги, штрафуя блогеров. Вероятнее всего, сами чиновники не знают, по какому принципу начинать эту работу, и опасаются последствий.
Чтобы снять уровень напряжения, предлагаю свой чек-лист условий для блогеров, при которых можно (пока) перестать думать о маркировке:
Не знаю, являются ли вообще мои публикации рекламой (самореклама, хвалебные отзывы театру, репост публикации знакомой о тортах на заказ)
Не занимаюсь предпринимательской деятельностью (нет ИП, а публикации — хобби)
В моих публикациях раньше не было маркировки
Пока не было заказов на рекламу от крупных компаний, которые отчитывались о публикациях (Авито, Яндекс или Сбер)
- У меня небольшая аудитория
- Публикации — это нативная реклама, которая совпадает с остальными контентом по смыслу (кружки в Telegram, фотографии интерьера, обзоры)
Таким образом, риски особенно велики, если у вас большая аудитория (15 000+ подписчиков), вы работаете с крупными компаниями и берете на себя обязанности, связанные с маркировкой, по договору.
Здесь можно добавить, что даже если Роскомнадзор начнет штрафовать блогеров, вначале он придет к блогерам-миллионникам, крупным рекламным агентствам и рекламодателям (например, по политическим причинам). Затем возьмется за средние компании и так далее.
Однако это тоже процесс: вначале будут составлены протоколы, они будут оспариваться. Потом будут судебные обжалования в нескольких инстанциях. За это время рекламный рынок успеет адаптироваться под новые правила.
Чуть подробнее о проблеме с маркировкой мы поговорили в подкасте с Катей Травниковой. Также про маркировку можно почитать в последнем разборе Meduza, где я давал свой экспертный комментарий.
Если у вас остались вопросы, нужен юрист или финансист по месячной подписке, оставляйте заявку на нашем сайте, и мы обязательно поможем.