Привет из будущего: что ждет performance маркетинг через 5 лет
Рассказываем о трендах развития PPC-инструментов и о будущем, к которому стоит готовиться уже сейчас.
Всем привет! Меня зовут Наталья, я руководитель агентства цифрового маркетинга «Аксиома Веб». С 2017 года мы помогаем клиентам с интернет-продвижением, работаем с контекстной рекламой, таргетом, SMM, e-mail- и контент-маркетингом и другими инструментами. За это время мы научились не только адаптироваться к изменениям рынка, но и прогнозировать их. Ведь кто предупрежден — тот вооружен ;)
Текущая ситуация
Последние несколько лет рынок performance маркетинга постоянно увеличивается. По данным АРИР, темпы нестабильные: от 0,4% за 2022 год, до 29% за 2021. В целом с 2019 по 2022 гг. мы видим прирост на 34,53% (+68,2 млрд руб).
Показательна динамика кризисного 2022 года. В этот период сократилось использование рекламы в оплатой за выход (Branding) и рекламы на поиске (Performance Search). В целом рынок переживал изменения и упадок: ушли многие иностранные сервисы, сократились бюджеты, началось их перераспределение. Однако общая статистика по performance инструментам за год положительная за счет увеличения доли рекламы на сетях, в мобильных приложениях и таргетированной рекламы (Performance CPX). Так, кризис показал, что бизнес уже не может обойтись без performance маркетинга, и даже стал драйвером роста PPC-инструментов, т.к. модель оплаты за результат оказалась наиболее выгодной для бизнеса при снижении бюджетов.
Итоговой статистики за 2023 год пока нет, но по результатам прошедших 3 кварталов уже видно, что рост продолжится.
Хотя, возможно, и не такой резкий. С одной стороны, бизнес адаптировался к новым реалиям и вышел из кризиса 2022 года, с другой — потенциальный рекламный «бум» сдерживает ужесточение закона о маркировке рекламы. Многие компании еще не до конца разобрались с процедурой и подходят к коммуникациям аккуратно, чтобы не заработать штраф.
Однако в целом на ближайшее будущее динамика позволяет прогнозировать активное развитие PPC-инструментов и увеличение бюджетов на них. Это что касается количественных изменений. О качественных подробнее поговорим далее.
Основные тренды
ИИ и автоматизация
Искусственный интеллект и нейросети захватывают мир и не обходят стороной PPC-инструменты. Они анализируют большой объем данных и помогают создавать креативы, прогнозировать поведение пользователей, оптимизировать кампании, управлять ставками и принимать решения для более эффективного управления маркетингом.
С помощью искусственного интеллекта можно анализировать характеристики покупателей, находить похожую аудиторию для таргетинга (look-a-like) и настраивать показы только на тех пользователей, которые с наибольшей вероятностью совершат покупку.
На этой базе работают и все автостратегии инструментов: рекламная подписка в Яндекс Бизнесе, обязательный автотаргетинг в Яндекс Директ, кампании для продвижения OZON и Telegram. Для последних, например, автоматически создаются промежуточные посадочные страницы и адаптируются посты/карточки товаров для рекламы.
И если сейчас нейросети еще обучаются и иногда срабатывают некорректно (например, ошибаются с аудиторией показа или создают объявления как на картинке ниже), то со временем их уровень будет расти, а ручных настроек будет становиться все меньше.
Однако можно отставить панику: человека ИИ в ближайшем будущем точно не заменит. Как бы нейросети ни были выгодны, удобны и умны, они останутся лишь помощниками. Искусственным интеллектом все равно нужно управлять, внедрять в процессы и следить за корректностью результатов.
Агрегаторы и экосистемы
Сама тенденция агрегаторов с нами давно: ЦИАН, Avito, Авто.ру — удобно, когда все в одном месте. По этому пути идут и рекламные сервисы. Создается все большее число маркетинговых экосистем и комплексных сервисов. Например, eLama — полноценная система управления рекламными инструментами; PinBox — платформа для работы с геосервисами и управления репутацией; myTarget — сервис для запуска таргетированной рекламы сразу на всех площадках холдинга VK (VK, Одноклассники, Юла, mail.ru и др.) и в мобильных приложениях рекламной сети.
Со стороны бизнеса есть четкий запрос — упростить работу и управлять всеми инструментами из «одного окна». Ну а спрос, как известно, рождает предложение — инструменты под это подстраиваются.
Предполагаю, через 5 лет можно будет говорить уже о полноценном управлении всеми performance инструментами с помощью одного агрегатора. Конкуренция среди них будет нешуточная, т.к. ниша привлекательная. Поэтому каждый найдет себе сервис по душе, задачам и бюджету.
Brandformance
Это уже относительно не новое, но супер активно развивающееся направление маркетинга — симбиоз брендинга и performance. К нему относятся такие имиджевые инструменты, эффективность которых можно измерить: медийная реклама, контент-маркетинг, ПромоСтраницы, реклама у блогеров и др.
Даже наружную рекламу уже «оцифровали»: с помощью специальных сервисов можно запускать ролики на баннерных конструкциях. Все настраивается онлайн, ролик выводится на основе аукциона, оплата производится с электронного счета. Более того, с части баннеров даже можно поймать и выгрузить данные о проходящей мимо аудитории (с помощью wi-fi ловушек). И дальше настраивать на них ретаргетинг с помощью других инструментов.
Тренд на brandformance будет развиваться и дальше — этому активно способствует глобальная цифровизация, расширение возможностей сквозной аналитики и ecommerce. Кроме того, brandformance инструменты демонстрируют высокую эффективность как для узнаваемости бренда, так и для продаж и повышения лояльности, так что отказываться от них точно никто не будет.
Хотите быть в курсе актуальных трендов диджитал-маркетинга и готовиться к будущему уже сейчас — подписывайтесь на наш Telegram-канал.
А если хотите обсудить свой проект, получить бесплатный аудит и рекомендации по использованию РРС-инструментов — заполняйте заявку на сайте.