Популярность бизнес-разборов на YouTube. Как нам продают, что мы больны
Идея этой статьи родилась из подкаста Ильи Пискулина о вреде бизнес-разборов. Проблема искажения реальной проблемы, нарушение причинно-следственной связи и очень странный спрос на околонаучную психологию меня несколько волнует, цепляет и я жажду это разобрать как психолог, который опирается на традиционную научную психологию и вообще всеми руками и ногами за объективность.
В настоящее время наблюдается тренд на бизнес-разборы, в подобных видео эксперт по бизнесу разбирает человека с запросом на глазах у публики. Формат далеко не новый, но нам важна не форма, а содержание, так вот о нём и поговорим.
Доктор у меня проблема
Потенциальные гости заполняют анкеты, где описывают свою ситуацию и запрос, эти анкеты отсматривают и выбирают "самые подходящие". Под что подходящие? Под ряд манипуляций, но об этом позже. Человек приходит с проблемой в бизнесе, их(участников) точки А и точки Б у всех схожи, что логично для этапа воронки, ведь нам нужна платежеспособная (относительно нашего продукта) ЦА. Гость раскрывает детали своей бизнес-деятельности и тут начинает театр, я бы даже сказал шоу.
Внимательно следите за руками(словами)
Выдуманный пример по мотивам бизнес-разборов:
Гость - Вот так выстраиваем доли с партнерами...
Эксперт - Ага, услышал тебя, на самом деле история не новая, я чувствую что тут нужно капать в это русло... А как у тебя с Папой отношения? А жена, дети есть?...
(спустя 20 минут)
Эксперт - Слушай ну тут точно нужно прорабатывать эту историю, потому что явно какой-то блок, тебе как откликается вообще?
(спустя 10 минут)
Эксперт - Так давай тогда сходу бери билет на Мальдивы, прям сейчас
Гость - Ну мне это не очень удобно сейчас
Эксперт обращается к аудитории - Уууу, да, ребят?
Публика поддерживает - Давай, давай, бери не очкуй
Я видел только один бизнес-разбор(в плане youtube канал), где эксперты не уходят в психологию, а копают сугубо в бизнес-процессы, маркетинг, продажи, финансы, потому что являются действительно твердыми предпринимателями.
Беды с башкой
Почему всем там резко захотелось поработать с "мышлением", проработать детские травмы и конечно окунуться в эзотерику? Потому что есть потребность в новизне, нужны новые инструменты, про старое то все рассказали. А еще человек стремится к минимизации страданий и максимизации удовольствий. Почему бы не пойти на программу к этому эксперту и быстро все проработать?
Эксперты с данных разборов давят на основные проблемы, которые присущи каждому человеку:
1. Сложности в отношениях с окружающими (семьей, партнерами, друзьями, детьми)
2. Сложности в отношениях с собой (самоотношение, самооценка, смысложизненные ориентации)
Помогает ли работа с психологом в бизнесе?
Да, но не так как многие думают. Работа с клиентом в консультативной психологии суммируется в одну сложную задачу - это снижение уровня страданий в жизни человека. Вы будете чувствовать себя лучше, легче, спокойнее, более сбалансированно, но как вам поможет это в бизнесе, если у вас отдел продаж или банальная коммуникация в компании через одно место.
Могут ли бизнес-разборщики в психологию?
Нет, не могут и не должны по этическому кодексу. Часто встречается эффект переноса и контрпереноса даже у опытных психологов, к слову почему мы и ходим на супервизии и личную терапию.
Эффект переноса в консультировании - ситуация, когда человек бессознательно проецирует на своего собеседника другого человека (маму, папу и тд), это превращается в игру, которая вредит процессу
Эффект контрпереноса - ситуация, когда терапевт поддерживает эту проекцию и сам начинает её подтверждать и к примеру отыгрывать отца.
Мама мы все тяжело больны
По логике этих бизнес-разборов все богатые люди психически здоровы и у них проработаны все родственники до третьего колена. Понятие здорового и не здорового человека в наше время не актуально, ВОЗ даже ввела, если не ошибаюсь, термин "частично здоровый", так как здоровых людей в районе 5%. В психологии также, однако есть исследования, где все же находили абсолютно психически здоровых людей и знаете что? Им невероятно сложно коммуницировать с другими людьми, у них мало друзей, они для нас скорее больные, чем абсолютно здоровые
Обман или самообман
Изучая бизнес-разборы я понял, что большинство бизнес-разборщиков не понимает как достигли такого успеха. Для меня это выглядит как человек, который выиграл в лотерею, учит других выигрывать в лотерею. Дело в том, что бизнес сам по себе непредсказуемая сфера деятельности и в ней все так сложно, что до ужаса просто. Прям как с лотерейными билетами. Почему одни достигают успеха, а другие нет? Это зависит от многих факторов, которые невозможно просчитать, но они верят, что все зависит от личности, ведь они решили, поменяли себе мышление, прозрели и стали богатыми. Да, было сложно, тяжело, но стали, значит это возможно.
Самая главная ошибка здесь находится в нарушении причинно-следственной связи. Люди, которые не обладают от рождения особым набором характеристик, генов просто не смогут взять себя в руки, не смогут придумать гениальных идей, не смогут пойти против морали местами. Поэтому я и сравниваю ��то с лотереей, тебе нужно родится предпринимателем, вырасти им, а потом стать, но и этого не достаточно, чтобы быть гарантированно успешным.
Нужна ли в бизнесе психология
Как и в любой другой ситуации - нужна, но не всем. Есть трудности, с которыми встречаются любые предпринимающие люди, многие теряют смысл, падают духом от потерь, чувствуют вину за неприятные решения и так далее. Это если мы говорим про личность гендира или фаундера. А так конечно в бизнесе очень много психологии. HR-отдел, PR-отдел, Повышение эффективности совместной деятельности, Коуч-сессии для команды и прочее. Так к примеру один профессор, который у нас преподавал, рассказывал историю о предотвращении текучки на предприятии с помощью психологии малых групп. По сути там есть определенный опрос, по итогу которого создается карта из взаимоотношений и их вида. Путем нехитрых манипуляций был вычислен Серый кардинал - Главбух и после её увольнения текучка значительно замедлилась.
Поэтому меньше слушайте тезисы с этих бизнес-разборов, с вами всё в порядке и бизнес не идёт явно по другим причинам. В бизнесе есть место психологии, но оно явно в другом.