История агентства Purrweb: «Жизнь — это эскалатор вниз, и, оставаясь на месте, ты постепенно теряешь свои позиции»
Компания Purrweb начала свою историю с союза двух фрилансеров, а сегодня превратилась в ИТ-агентство с офисами в нескольких городах и фокусом на западные рынки.
Как создавать сложные продукты на зарубеж, почему менеджеров всегда должно быть немного больше, чем нужно, и зачем экономить клиенту бюджет — об этом рассказал управляющий партнёр компании Александр Шульгин.
О том, как все начиналось
Все началось в 2014 году в Омске. В это время я занимался фрилансом: создавал сайты и веб-сервисы для зарубежных клиентов, которых находил на бирже Upwork. Постепенно проектов становилось все больше, а времени меньше, и я задумался о том, чтобы поставить процесс на поток. Идею открыть свою компанию поддержал мой бывший коллега, и мы сняли на двоих крохотный офис в бизнес-центре и назвали себя SmartDev.
Первое время работали вдвоем. Основой для поиска клиентов стала та же Upwork, но объемного портфолио у нас не было, поэтому приходилось брать напором и энтузиазмом: мы сами искали заказчиков, отправляли им заявки и предлагали конкретные решения. Затем заработало «сарафанное радио»: клиенты начали рекомендовать нас коллегам по цеху, объем заказов вырос — так что нам пришлось задуматься о расширении команды.
Первого сотрудника мы искали почти полтора месяца. Поскольку наша компания существовала меньше года и состояла всего из двух человек, было бы наивно рассчитывать схантить опытного айтишника. Поэтому мы пригласили на стажировку начинающего специалиста и в процессе работы обучали его нужным навыкам. Со временем стажировка стала неотъемлемой частью нашей деятельности: мы набирали желающих, «прокачивали» их, и те, кто смог дойти до конца, становились членами нашей команды.
Об ошибках и уроках
Первым нашим крупным проектом стала разработка веб-сервисов для австралийского агентства Voodoo Creative — в то время для нас, двух бывших студентов, эта работа казалось по-настоящему грандиозной. Именно тогда мы решили отказаться от бренда SmartDev в пользу чего-то, что помогло бы нам выделиться на фоне других компаний с похожими названиями. Новое имя, Purrweb, родилось по аналогии с Purrari — так называл свой автомобиль знаменитый канадский диджей Джоэль Циммерман (Deadmau5), перекрасивший свою Ferrari под популярный мем Nyan Cat.
Постепенно мы осваивали новые технологии, брались за более сложные проекты, расширяли команду. Разумеется, не все шло гладко: так, два раза мы «вырастали» до тридцати человек в штате — и затем откатывались назад к двадцати, поскольку не могли адаптировать процессы под новый размер компании.
Лишь на третий раз мы смогли понять нашу главную ошибку: нехватку ресурсов по управлению проектами. Изначально мы набирали столько менеджеров, сколько требовала наша стандартная загрузка — но когда несколько проектов сразу входили в фазу кризиса, проджекты не успевали разруливать ситуацию, и все процессы рушились.
В итоге мы осознали, что лучше держать больше сотрудников, пусть и периодически недозагруженных работой, чем страдать от жесткой нехватки ресурсов в сложные периоды.
Кроме того, мы несколько раз меняли формат стажировок и в итоге отказались от массового формата в пользу индивидуального. Как показала практика, персональный подход намного эффективнее по качеству и не сильно уступает в количественном отношении: так, из 25 человек к концу стажировки у нас оставалось около шести. К тому же, как ни парадоксально, но индивидуальное обучение «съедает» у тимлидов меньше времени.
О проектах и планах
Сейчас команда Purrweb состоит из 45 человек, и мы продолжаем расширяться. С ростом команды нам пришлось несколько раз менять площадку, а в этом году у нас открылся офис в Москве.
Мы продолжаем работать на зарубеж, создавая веб-сервисы и мобильные приложения для рынков США, Канады, Европы и Австралии, и начали делать проекты для России. Среди наших клиентов — такие компании, как Cargo, Pony Express, Wrstbnd, FitForce, Jorny, PetBuddy, БКС Брокер, cbonds.ru, а в среднем наша компания обычно ведет одновременно около 15 заказчиков.
Помимо веб-сервисов, мы сейчас занимаемся мобильной разработкой, дизайном, создаем десктопные приложения. Поскольку по большей части наши проекты — это внутрикорпоративные инновации и стартапы, наша экспертиза «заточена» на запуск первой версии. Мы умеем выкидывать лишнее, минимизируем число фич, не размазываем бюджет: все наши процессы направлены на то, чтобы проект как можно быстрее окупился — либо мы начали в ближайший срок собирать от пользователей фидбек.
Многие из наших проектов вышли на широкий рынок: например, международная платформа для поиска b2b-лидов или маркетплейс Tunetank по продаже лицензий на музыку для трейлеров к фильмам, рекламы и видеоблогов. А наш проект Campagram, социальная сеть для любителей кемпингов, недавно получил инвестиции в размере $250 тыс.
В наших ближайших планах — расширяться дальше, в том числе на отечественном рынке. Мы увидели, что все то, что работает для зарубежных клиентов, востребовано и нашей стране. В прошлом году у нас появились первые российские заказчики, и сейчас мы активно работаем над новыми проектами.
О работе с клиентами
В отношениях с заказчиками мы руководствуемся ключевым принципом — относиться к клиенту как к другу. Это предполагает как максимальную прозрачность в общении, так и отказ от идеи вытянуть из него как можно больше денег. Мы не отвечаем за маркетинг и продажи, и поэтому и не можем гарантировать успех проекта — зато мы в состоянии оптимизировать продукт, сократив за счет этого бюджет заказчика на разработку. Тогда сэкономленные деньги он может потратить на продвижение.
Так, однажды мы делали веб-сервис для сбора пожертвований на благотворительность. Заказчик, канадский стартап, планировать включить в него функцию, которая позволяла бы администратору одним нажатием кнопки авторизоваться в сервисе под именем клиента, чтобы вносить правки. Все бы хорошо, но стоимость этого функционала составляла 12 тысяч долларов — 30% от всего бюджета проекта.
Чтобы избавить клиента от столь существенной траты денег, мы предложили альтернативное решение: возможность вывести для администратора данные пользователя и перелогиниться под его именем. Такая функция стоила в 12 раз меньше и никак не повлияла на эффективность сервиса.
Подход «не дороже, а лучше» полностью окупает себя: благодаря ему клиенты приглашают нас на свои следующие проекты, и мы развиваем с ними долговременное сотрудничество. С другой стороны, мы сами можем отказаться от какого-то заказа, например, из-за его неэтичного характера: так, один раз мы не стали брать проект для сервиса эскорт-услуг.
О корпоративной культуре
Наше главное требование ко всем сотрудникам — быть взрослым и самостоятельным. Кому-то такой выбор может показаться странным, но, увы, эти качества далеко не всегда зависят от реального возраста. Во многих компаниях я нередко вижу, что руководителям приходится буквально нянчиться с сотрудниками, не готовыми брать ответственность за свои обязанности, в этом случае ни о какой эффективной работе идти не может.
Сюда же относится и вопрос мотивации. Я не верю во внешнюю мотивацию, поэтому у нас в компании нет никаких стимулирующих систем.
Если у человека нет собственного побуждения что-то делать, никакие внешние импульсы уже не помогут: вам вечно придется «пинать» его, чтобы добиться результатов. Так что у нас в команде собрались люди, которые не нуждаются в контроле и, что важно, готовы развиваться и расти в профессиональном плане. По сути, жизнь — это эскалатор, который движется вниз, и оставаясь на месте, ты постепенно теряешь свои позиции.
По этой же причине у нас нет жесткого графика и системы штрафов: каждый сам распоряжается своим временем, единственное требование — выполнять в срок все обязательства по проекту. Кроме того, я выступаю за то, чтобы все сотрудники присутствовали в офисе: это упрощает коммуникацию в работе над общим проектом.
Наверное, все эти принципы звучат немного сурово, но на самом деле у нас очень веселая команда и всегда царит позитивная дружеская атмосфера. Тишины в офисе почти никогда не бывает: всегда кто-то шутит, спорит и смеется.
Один раз наша новая HR-специалист была сильно поражена тем, как у нас шумно — но работе это не мешает: в офисе достаточно пространства, чтобы можно было уединиться и не отвлекаться на коллег. И конечно, мы постоянно организуем активности для команды: выбираемся, чтобы вместе сыграть в волейбол и пейнтбол, посетить скалодром или батутный центр.
Каждую последнюю пятницу месяца у нас проходят вечеринки, которые так и называются — Last Friday Party. Популярны и образовательные мероприятия: часто сотрудники по собственной инициативе выступают с докладами, чтобы рассказать коллегам о чем-то новом.
Советы начинающим
Чему мы обязаны своим успехом? Во-первых, нам сильно помогло то, что мы не размывали фокус компании и накапливали экспертизу в конкретной сфере. Так, последние два года мы работаем на популярном стеке технологий: JavaScript, React Native, Node.js, Ruby on Rails.
Используя один язык программирования, мы можем легко переключать специалистов с одного проекта на другой — в результате у нас не бывает недозагрузки или нехватки программистов.
Кроме того, мы постоянно развиваемся: поскольку компания ориентирована на западных клиентов, мы участвуем в зарубежных конференциях, проходим зарубежные курсы, изучаем зарубежную профессиональную литературу.
Наконец, что очень важно: мы вкладываем в работу все свое время. Первые два с половиной года я работал по двенадцать часов шесть дней в неделю.
О том, что для успеха в бизнесе в первое время нужно отдавать ему все свое время, много пишут и говорят, но на практике мало кто к этому готов. Есть поговорка, что удача любит подготовленных, и это, на мой взгляд, отличный совет для бизнеса: хотите, чтобы вам везло — встречайте Фортуну во всеоружии.
Комментарий удалён модератором
это профдеформация парень
Заказчик, канадский стартап, планировать включить в него функцию, которая позволяла бы администратору одним нажатием кнопки авторизоваться в сервисе под именем клиента, чтобы вносить правки. Все бы хорошо, но стоимость этого функционала составляла 12 тысяч долларов — 30% от всего бюджета проекта.
12к за автоматическую переавторицию под другим юзером по нажатию кнопки?
Вы серьезно ?????? 😀
Главное не цена а, а за сколько продашь
Причем альтернативное решение, как я понял, показать незашифрованный пароль клиента админу
Хорошая статья, странно, что в разделе Маркетинг.
Речь вроде бы на 100% о разработчиках, а не о маркетологах.
Тем не менее полезно, я сейчас примерно на месте ребят в 2013, но в digital-маркетинге.
Сам + фрилансеры и спать уже некогда в будни и иногда в субботу)).
Вдохновляет на новые свершения.
Автору успехов и сил!