Как запустить ивент в метаверсе — интервью с куратором IKRA GROUP и метаверс-продюсером

Провести презентацию продукта, организовать виртуальный офис или карьерный центр в метавселенной — может ли бизнес эффективно переехать в цифру? Своим мнением и успешными кейсами поделился эксперт по креативным методологиям, куратор IKRA GROUP и метаверс-продюсер Андрей Стифеев.

Как запустить ивент в метаверсе — интервью с куратором IKRA GROUP и метаверс-продюсером

Знаю, ты устраиваешь ивенты в метавселенных — расскажи, как и когда впервые к тебе пришла идея подобного формата?

Сейчас уже сложно найти отправную точку, с чего все началось, но меня определенно впечатлил концерт Трэвиса Скотта в Fortnite. Когда я прочитал новость об этом, то сразу подумал: «Вау, это было сильно. Кажется, в мире что-то происходит». Так и занимаюсь с тех пор этой темой, вот уже полтора года.

Правда, внесу небольшую ремарку. Не стоит воспринимать метавселенные только как площадку для ивентов — они могут стать платформой для создания целого множества продуктов. Сейчас, например, я разработал тул для методистов и школ, который позволяет вести воркшопы и интенсивы внутри Roblox.

Получилось ли коммерциализировать эту историю?

Да, это вполне себе бизнес-история. Не так давно мы сделали совместно со школой инноваций и креативного мышления IKRA и еще с одними ребятами, которых нельзя называть из-за NDА, крутой корпоративный онлайн-ивент. Весь первый день конференции был перенесен в цифровое пространство и прошел внутри Roblox: сотрудники и гости, каждый со своего устройства, заходили в игру, бродили по футуристическим локациям и собирали там артефакты, которые должны были пригодиться им на следующих днях этого практикума.

Темой конференции были инновации, использование новых подходов и технологий, поэтому с первых ее минут перед организаторами стояла задача вдохновить гостей, перезагрузить, настроить на нужный лад и избавить от «галстуков». Ты уже не можешь быть Иваном Ивановичем или Петром Петровичем, если бегаешь в аватаре картошки фри.

Чем ивент в метавселенной лучше обычного онлайн-ивента в Zoom?

Метавселенная — это ни на что не похожий опыт с точки зрения глубины и иммерсивности. Для сравнения возьмем Zoom: как круто бы ты ни жестикулировал на камеру и каким бы крутым оратором ни был, это все равно камера с рамками 16х9, а ты говорящая голова. Иногда чтобы придать немного живости моему голосу и повествованию, я специально веду воркшопы стоя. Так вот в метавселенной у меня появляется возможность не только вещать через микрофон — взаимодействие становится более контактным: начиная с возможности таких простых действий, как прибежать-отбежать-повзаимодействовать с аватаром, и заканчивая разработкой более сложных игровых механик.

Классическая связка Zoom + Miro с веб-камерой и бесконечной доской, на мой взгляд, дает достаточно плоский экспириенс при решении корпоративных задач. Вовлеченность в проблему растет, если ситуацию упаковать в формат игры, где у тебя есть риск проиграть, некоторая командная цель и миллион разных инструментов, как ее достигнуть.

Расскажи, как выстраиваешь работу над концепцией ивента в метавселенной?

По сути, это сопоставимо с разработкой обычного ивента, но свои отличия тоже есть. Лучше всего объясню на базе фреймворка, который я разработал как раз для таких задач.

В случае с цифровым ивентом мы рассматриваем пользователя с трех сторон одновременно: с позиции его физического существования, его существования в каком-то интерфейсе (сайта, приложения и т.д.) и его опыта в контексте метаверса.

Возьмем классический CJM, где всегда присутствуют как минимум два участника: пользователь, совершающий действия, и система, которая на каждый шаг этого пользователя отвечает.

В случае с ивентом в метавселенной переменных будет уже три: это офлайн-опыт пользователя, онлайн-опыт и то, что я называю инлайн-опытом. То есть мы рассматриваем пользователя с трех сторон одновременно: с позиции его физического существования, его существования в каком-то интерфейсе (сайта, приложения и т.д.) и его опыта в контексте метаверса.

Почему используешь именно Roblox для воплощения своих идей? Обязательно ли знание программирования?

Лично для меня Roblox превосходит другие платформы по нескольким причинам: во-первых, это достаточно простая среда разработки — там лёгкий и нативный язык программирования. Кстати, да, навык программирования потребуется.

Во-вторых, вариативный набор ассетов, многие из которых сгенерированы самим пользователями. А их здесь 100.000 ежедневно, как по мне, феноменально большая цифра. И это я говорю только о креаторах, а не просто об активных пользователях, которые заходят поиграть в игры — этих 8 млн в день.

И в-третьих, Roblox открывается абсолютно на любом утюге, будь то VR-очки, Sony PlayStation, Xbox, ПК, телефоне с операционной системой Android и iOS. Когда мы говорим про популяризацию работы и общения в метавселенных, подобная многоплатформенность и низкий порог входа определенно играет на руку.

Какими еще неочевидными возможностями метавселенных ты можешь с нами поделиться?

Для меня очевидны несколько направлений, где метаверс перевернёт игру в ближайшие 3-5 лет. Первое и наиболее очевидное — это HR: в метавселенную можно унести обучение сотрудников, виртуальные офисы для удаленщиков. Я сам сейчас экспериментирую в этом направлении и работаю в VR-очках — расширяю возможности своей квартиры (смеется). Все тот же Roblox сделали карьерный центр прямо на своем движке, доказывая, что эта гипотеза определенно рабочая.

Школа <span>Яндекс Маркета на онлайн-платформе Roblox</span>
Школа Яндекс Маркета на онлайн-платформе Roblox

Второе применение — естественно, маркетинг и PR. Уже десятки брендов на рынке запускали свои пространства в Roblox: Яндекс Маркет, ВК, Союзмультфильм. Для платформы пишут игры, которые работают как промо: проводят розыгрыши, раздают промокоды, показывают шоурилы и презентации продуктов. Подобное всегда становится горячим инфоповодом для СМИ.

В метавселенные проинвестировали миллиарды, но в последние годы разработка не поменялась технологически или концептуально. Какое видишь будущее для метавселенных? Ждёт ли их вторая волна популярности?

Мне кажется, не совсем корректно говорить про вторую волну популярности метавселенных.

Офлайн постепенно становится привилегией, а онлайн — дешёвым форматом развлечения, и со временем этот энтертейнмент становится все более впечатляющим и разнообразным.

Разные технологии развиваются с разной динамикой. Взять для сравнения нейросети. Есть модель диффузии инноваций, где все люди по степени принятия технологии делятся на инноваторов, ранних последователей, раннее большинство, позднее большинство и опоздавших. Вот в случае с нейросетями раннее большинство было завоевано нетипично быстро.

Как запустить ивент в метаверсе — интервью с куратором IKRA GROUP и метаверс-продюсером

Почему они получили такое широкое распространение и случилось это так скоро? Я думаю, потому что люди склонны мыслить сервисно, не технологически, а у нейросетей как раз-таки достаточно очевидное утилитарное назначение. Нужен оригинальный текст? Получи Chat GPT. Хочешь изображение, не защищенное авторским правом? Вот тебе MidJourney.

Метаверс развивается не так стремительно. Цукерберг нам наобещал кучу всего, и, не увидев мгновенного результата, люди подумали, что эти предсказания не сбылись. А они сбываются, просто потихонечку.

Вспомните, когда вы в последний раз были на большом стадионном концерте? Я поймал себя на мысли, что в прошлом люди ходили на такие мероприятия намного чаще. Офлайн постепенно становится привилегией, а онлайн — дешёвым форматом развлечения, и со временем этот энтертейнмент станет все более впечатляющим и разнообразным.

44
Начать дискуссию