Объем рынка Нишевых маркетплейсов вырос до 591 млрд рублей. Как и почему?
Небольшой обзор статистики от Tinkoff Data и Data Insight. Динамика развития нишевых маркетплейсов. Почему они растут и будут расти дальше?
Привет, меня зовут Максим, аналитик Hooglink.Agency. Наше агентство продвигает товары на Авито и через Я.Директ. Это наш телеграм-канал, где уже более 4200 предпринимателей, для которых мы рассказываем о продвижении товарного бизнеса, делимся кейсами, делаем обзор ниш, обозреваем новости ecom.
Недавно вышло исследование от Tinkoff Data и Data Insights, где они представили свежую статистику по нишевым маркетплейсам. Как развивался рынок? Почему набирает популярность? Давайте переваривать.
Динамика развития
С 2021 до 2024 года рынок нишевых маркетплейсов вырос на 78%:
В 2021 оборот достиг 332 млрд руб
В 2022 — 466 млрд рублей
В 2023 — 591 млрд рублей
То есть за последний год рынок вырос на 27%. Если не произойдет каких-то неожиданных поворотных событий, то объем продаж нишевых маркетплейсов должен перепрыгнуть планку в 1 триллион рублей в 2026 году.
Звучит обещающе.
Если смотреть по сегментам, то лидерами по росту являются категорийные маркетплейсы типа «Детский мир», «М.Видео», «Леруа Мерлен» и прочие — +100% за последний год.
Lamoda выросла на 34%, нишевые маркетплейсы в разнообразных категориях на 31% и агрегаторы доставки на 26%.
По категориям
Категории, в которых чаще всего покупают на нишевых площадках:
1.Бытовая техника и электроника – 53%
2.Электроинструменты – 51%
3.Ювелирные товары – 51%
4.Мебель – 49%
5.Специализированные товары для профессиональной деятельности 49%
6.Строительство и ремонт, лекарственные препараты – 47%
7.Автотовары - 44%
Драйверы роста
Во-первых
Общий рост рынка ecom. Рост объема российского рынка электронной коммерции по итогам 2023 года достиг 6,36 трлн рублей, что на 28% больше в сравнении с 2022. Все больше людей переходят в онлайн, как покупатели так и продавцы. И на общей волне растут также и нишевые маркетплейсы.
Во-вторых
Нишевые площадки имеют ряд преимуществ по сравнению с универсальными и могут стать дополнительным каналом продаж для тех, кто торгует в определенной категории.
Ключевыми преимуществами для селлеров в нишевых маркетплейсах согласно исследованию:
-Уникальная лояльная аудитория
-Высокая конверсия в продажу
-Выше прибыльность – комиссии ниже
-Низкий барьер входа
-Выше средний чек
-Легче стать лидером подкатегории, так как ниже общая конкуренция.
-Инфраструктура нишевого маркетплейса разработана с учетом особенностей категории.
-Высокая экспертиза площадки в работе с выбранной нишей.
То есть, все предпосылки для того, чтобы переманить продавцов на свою площадку. А вот такие ключевые преимущества для покупателя:
- меньше ширпотреба, чем на универсальных МП, меньше шансов купить “паль”
- индивидуализация подхода к покупателю за счет категорийности (корзина, каталоги, карточки товаров отличаются от обычного МП, основываясь на специфики категории товара)
- цена на нишевом маркетплейсе, зачастую ниже, чем на универсальном. Но так не всегда.
Это не фантазия, а подтвержденные статистикой преимущества. Чуть ниже будут скрины.
В-третьих
Несмотря на то, что балом заправляют Wildberries и Ozon, их привлекательность будет снижаться для покупателей, которые ценят широкий выбор внутри определенной категории по доступной цене и при этом хорошего качества.
Именно об этом говорят результаты опроса потребителей.
38% покупателей заходят на подобные площадки ради широкого выбора внутри категории.
31% выбирают нишевые маркетплейсы из-за более выгодных цен. Сейчас уни-маркетплейсы активно повышают свою комиссию, что отражается на конечной стоимости товара.
30% из-за высокого качества товаров. Проблема контрафакта очень остро стоит на WB и Ozon. И проблему там пока не спешат решать. Кстати, упомянутые ранее категории-лидеры как раз в большей степени популярны среди любителей качества.
Кроме того…
50% покупателей покупают дорогостоящий или редкий товар именно на нишевом маркетплейсе.
Из них за коллекционными товарами приходят — 61%.
Товары, требующими особой экспертизы — 53%
Товары, ориентированными на определенные потребности или физические особенности — 51%
Товары для профессиональных нужд — 51%
Что из этого всего следует?
Исходя из всего перечисленного интернет-магазины скорее всего начнут обратно возвращать свои позиции. И те кто говорил, что интернет-магазины скоро вымрут, могут удивиться через пару лет насколько популярным может стать это направление.
Этому выводу есть простое объяснение: практически любой нишевый маркетплейс - изначально категорийный интернет-магазин, который в момент масштабирования выбрал модель подключения поставщиков.
Да, из-за этого могут вылезать другие проблемы (сложности с логистикой, увеличенные сроки доставки, расширение складов и другие), но сам факт, что именно категорий интернет-магазин, а не универсальный МП, закрывает потребности пользователя, которые отражены на последнем слайде. А это крайне ценно.
Подписывайся на наш телеграм-канал, там мы рассказываем о продвижении товарного бизнеса и освещаем все оперативные новости и рыночную ситуацию E-commerce.