Как я дошел до оборота 2 млн рублей в месяц на Ozon, внедрив Google Sheets и API Ozon Seller
Привет, меня зовут Андрей, на Ozon я продаю уже более 2 лет, далее история как я начал продавать, о том как важно считать деньги и как автоматизация может в разы увеличить прибыль бизнеса.
На десерт небольшой обзор набора Google таблиц, без которых я больше не могу.
Начнем со своего пути к селлерству и как закрылся мой первый магазин
Счастливый 2021 год, я как и все хожу в уютный офис, работаю на дядю, и мечтаю о своем деле.
Созрел план — максимально быстро придумать товар и выложить его на маркетплейсы, а что там и как разбираться уже в процессе если будут продажи.
Одному что то делать некомфортно, решено запускаться с партнером.
И вот одним солнечным днем, было принято решение скинуться деньгами и купить в одном известном магазине мебели товаров на 20 тысяч рублей, переупаковать и выставить на Ozon…
Дело сделано — продажи пошли, каждое утро до основной работы везем охапку заказов в пункт приема. Для меня тогда это было какое то чудо, что с первой гипотезы удалось запустить процесс, который до этого казался нереальным.
На следующей недели было вложено еще 40 тысяч, потом еще 40… появилось огромное количество задач, приходилось тратить все больше времени на упаковку заказов и постоянно приходилось докидывать деньги в оборот.
Как выглядел в те времена мой типичный день селлера:
1) Каждый раз как падает пуш о новом заказе ты радуешься.
2) Бежишь пакуешь товар.
3) Печатаешь этикетки.
4) Печатаешь кучу бумажек.
5) Едешь в пункт приема товаров.
….
100) И самое главное в конце двух недель тебе на счет прилетает N-ое количество денег.
Спустя какое то время был освоен заказ товаров из Китая.
Оборот вырос до 400 тысяч рублей в месяц, сумма казалась колоссальной. Но чистой прибыли как то особо не чувствовалось.
Были рады что хотя бы больше не нужно вкидывать свои деньги в оборот.
И вот тут начинали терзать вопросы:
- Сколько денег из тех что пришли можно положить себе в карман?
- Сколько отложить на налоги, сколько пустить на закупку следующей партии?
- И главный вопрос — не забираем ли мы из оборотки больше чем заработали, потому что вся экономика была прикинута чисто по наитию.
А времени что бы все это считать нет, так как полностью погружены с головой в упаковку, доставку и т. д.
Когда нашлось время что бы все посчитать…
Когда я перенес все показатели в Exel, то пришел к выводу что реклама ест больше чем планировалось, комиссии Ozon поменялись, курс юаня изменился, тарифы карго тоже постоянно меняются, доставка по Китаю не учитывается и еще огромное количество вопросов.
А все что я прикидывал по рентабельности до этого, не учитывало все эти моменты и безвозвратно устарело.
Каким образом это все заработало и проработало больше года для меня до сих пор загадка, но спустя какое то время ошибок было накоплено такое количество что было проще все закрыть, чем их разгребать.
Плюс наложились известные события. Магазин закрылся.
Было принято решение перезагрузится и начинать все с чистого листа
Уроки которые я вынес из предыдущего опыта:
Какие то простые рутинные действия лучше отдать на аутсорс
Нужно максимально подсчитывать все что можно подсчитать, что бы учесть все расходы в своей unit экономике
- Продавать нужно только по FBO, потому что так быстрее, а скорость продаж залог успеха
Упаковывать товары должен фулфилмент, у них это выходит гораздо быстрее и лучше
- Если что то идет туго, не зацикливаться, а идти дальше (тут больше про товары, если товар продается плохо, лучше подобрать новый товар)
Учитывая все что описал выше я подобрал список новых товаров и открыл новый магазин, но уже в одиночку.
Параллельно я изучал таблицы и сервисы для unit экономики. Наделал кучу таблиц, где считал все.
И тут снова удача оказалась на моей стороне — магазин заработал. Посыпались заказы, в этот раз я рос еще быстрее.
Про поиск решений для unit экономики и внутренней аналитике
Таблицы в Exel это здорово, но сними нужно производить огромное количество действий, как для того что бы работать в них, так и для того что бы обновлять меняющиеся данные, плюс каждая таблица работает отдельно.
Нужно было более продвинутое решение.
Начал искать готовые сервисы.
Не будем останавливаться на сервисах что я протестировал, но сразу скажу что большинство готовых решений мне не подошли — они были либо слишком сложны в освоении, либо много чего не учитывали и с ними было неудобно работать. Никакой кастомизации.
Было ощущение что те кто их придумал хорошо умеют доставать данные, но понятия не имеют для чего эти данные нужны.
И впринципи годных решений в виде сервисов мало.
А вот Google таблицы в связке с Ozon API давали отличный результат
Времени что бы освоить этот метод ушло много, но результат себя полностью оправдал — ты можешь посмотреть и посчитать все что тебе нужно в пару кликов, никому не передаешь свои данные, и если ты что то решил привнести новое — просто делаешь новый столбец и вставляешь формулу. Perfect.
Внедрив автоматизацию и подсчеты в Google Sheets, закрылось большая куча рутинных задач, привезти и запустить новый товар стало в разы проще.
Количество артикулов в магазине быстро выросло с 30 до 150.
Конечно часть товаров не стрельнула и отсеелась, но по факту это и является основной задачей селлера — непрерывно поддерживать поиск новых товаров и запускать их.
К чему по итогу удалось прийти сейчас:
Оборот — 2 млн рублей в месяц
Товаров — 150+
Товаров канувших в архив — 300
И самое главное продажи теперь это не рутина а IT игра, все что тебе нужно это ноутбук)
Теперь к задачам которые удалось оптимизировать и легко решать с помощью таблиц Google
Задача 1. Проанализировать что хорошо продавалось за прошлый месяц, учесть товар в пути из Китая, учесть что осталось на складе Ozon и решить что закупать.
Таблица № 1. Таблица которая подгружает из Ozon остатки на складе, продажи, учитывает товары которые находятся в пути из Китая и планирует потребность, что бы поддерживать запас товаров на 60 дней на складе Ozon.
Задача 2. Что заказать из Китая решено, теперь нужно сформировать бланк для баера в Китае, подставить в него картинку товара и описание, цену в юанях.
Таблица 2. Удобный бланк заказа, который автоматически подставит все нужные данные к артикулу, если товар продается в наборах а заказывается в штуках — учтет и это. Так же можно скорректировать сумму закупки, таблица пересчитает количество штук пропорционально. Нужно только вписать артикул и количество что подсчитала таблица «Дашборд».
Задача 3. Отслеживать себестоимость позиций что уже продаются и прикидывать себестоимость новых товаров.
Таблица 3. Себестоимость. Учтет все расходы от Китая до склада.
Задача 4. Нужно отследить не упала ли маржинальность товара после изменения курса юаня и запуска новой рекламной компании.
Таблица 4. Маржинальность. Подсчитает маржинальность, подгрузит по API цены, комиссии, подставит долю рекламных расходов.
Задача 5. Приехал товар из Китая, нужно отправить фулфилменту техническое задание для упаковки.
Таблица 5. ТЗ для фулфилмента. Удобный бланк куда нужно скопировать только артикулы и количество единиц, все остальное подставится автоматически.
Задача 6. Запущены трафареты и продвижение в поиске, нужно отследить на какой артикул сколько потрачено за месяц.
Таблица 6. Здесь Ozon постоянно меняет данные которые можно взять по API, сейчас работает следующий вариант — только один товар в каждой рекламной компании, и каждая рекламная компания называется так же как и артикул в ней. Таблица суммирует и выдает расходы по каждому артикулу.
Задача 7. Нужно где то вести поставки что едут из Китая, тут я использую простую таблицу в которую достаточно скопировать артикулы и количество едениц товара, эти данные автоматически подгрузятся в другие мои таблицы. А когда поставка приехала можно в 2 клика перенести ее в архив.
Задача 8. В конце двух недель Ozon выплачивает деньги на расчетный счет, нужно точно понимать рентабельность бизнеса и знать сколько денег можно вывести себе как чистую прибыль.
Для этого нужно по API выгрузить все начисления от Ozon, отнять логистику и комиссии, возвраты, учесть себестоимость товаров доставленных покупателям и налоги.
Как я другим селлерам помогал
Получившийся набор таблиц настолько мне понравился, что начали приходить мысли, а не пора ли упаковать это все в сервис и выпустить его на рынок, ведь по сути минимально жизнеспособный продукт (MVP) уже готов, он тестировался и дописывался в течении года, почему бы и нет.
Протестировать эту идею я решил на знакомых селлерах и кто так же интересовался интеграциями Google Sheets и Ozon Seller API.
Более 20 селлеров оценили таблицы как отличные. Так что буду работать в сторону упаковки всего этого в полноценный сервис.
Насколько это будет получаться/не получатся буду писать в этом канале telegram.
А пока я выбрал самую на мой взгляд полезную и простую в интеграции таблицу, которая может работать отдельно от других таблиц:
- Финансовый отчет за 2 недели