Рынок DIY в 2024: рост или стагнация? Что происходит у Петровича, Леруа и на маркетплейсах
Многие в 2023 прогнозировали стагнацию на рынке DIY. Мы решили рассмотреть, в какую сторону идёт рынок: справляется ли с дефицитом товара, растет ли спрос, какие планы у лидеров ниши.
Привет, меня зовут Максим, аналитик Hooglink.Agency. Наше агентство продвигает товары на Авито и через Я.Директ. Это наш телеграм-канал, где уже более 4200 предпринимателей, для которых мы рассказываем о продвижении товарного бизнеса, делимся кейсами, делаем обзор ниш, обозреваем новости ecom.
Может для кого-то эта инфа станет сюрпризом, но практически вся наша команда в Hooglink пришла из сферы мебели и DIY.
Поэтому для нас этот рынок всегда интересен, мы знаем, что на нем происходит и ловим все нововведения.
Давайте глянем, какие изменения он претерпел за последний год и что нас ожидает в ближайшем будущем.
1. Восстановление ассортимента и производство СТМ
Ещё пару лет назад рынок DIY испытывал дефицит в некоторых категориях товаров. Что же сейчас?
Компаниям в этой сфере достаточно быстро удалось адаптироваться к работе с поставщиками с Ближнего Востока и СНГ.
Не секрет, что большинство российских производителей товаров для ремонта работают с импортным сырьем или комплектующими.
За прошлый год многие из них нашли альтернативу иностранным материалам и откорректировали логистику. Именно это и помогло ритейлерам восстановить свой ассортимент и сохранить выбор товаров для ремонта и обустройства дома.
Сейчас покупатели обращают особое внимание на соотношение цены и качества. Компании, в свою очередь, предлагают товары под собственной торговой маркой (СТМ) по выгодным ценам.
В чем плюсы собственной торговой марки?
Во-первых, она снижает издержки и увеличивает маржинальный доход конкретной компании.
Во-вторых, растет конкуренция между дистрибьюторами.
В-третьих, если компания производит “брендовый” товар, то ей просто интереснее его улучшать и развивать по сравнению с ноунейм товарами.
Самым простым примером является Леруа Мерлен с их СТМ в различных категориях: инструменты - Dexter, отделочные материалы - Luxens, кухни - Delinia и ещё с десяток других торговых марок.
Аналитики Яндекса передают, что более 30% пользователей в категории DIY ищут конкретные бренды, при этом 80% потребителей в 2023 году покупали товары новых для себя производителей.
То есть, сейчас реальная возможность не только производить товары под своей торговой маркой, но и в перспективе стать брендом, который будут любить и уважать. Если сделать все добротно, конечно.
2. Повышенный спрос
В 2023 году больше 40% граждан хотели делать перепланировку или ремонт своего жилища – данные НАФИ. И все это происходит на фоне бурного роста строительства.
Это приводит к высокому спросу на DIY-товары, даже несмотря на рост цен.
Как отмечают эксперты в Яндексе, ситуация в нише довольно позитивная, и можно спрогнозировать рост рынка до 30% по итогам текущего года.
Можно сколько угодно говорить о том, что скоро настанет кризис недвижимости, упадут продажи квартир и другие страшные вещи, но факт остается фактом - ремонт делают всегда.
Первичка, вторичка, загородный дом. В Москве это будет, в Уфе или Анапе не важно. Аудитория есть везде и пока мы не будем жить в пещерах, как когда-то совсем давно, люди будут делать ремонт. Да даже пещеры рисунками украшали.
3. Омниканальность и активный переход в онлайн
Как и во многих нишах, традиционный офлайн-формат возвращает свои позиции. За 2023 год интерес к магазинам стройматериалов на «Яндекс Картах» вырос на 47%, на 34% — к товарам для дома и на 26% — к сантехнике.
Доля онлайн-продаж в сетях также растет.
Еще в 2022 году рынок офлайн-продаж строительно-отделочных материалов затормозил свою динамику, а в I полугодии 2023-го показал снижение продаж год к году, в то время как online-канал за тот же период прирос на 40%.
С момента пандемии и по сегодняшний день сети усиливают присутствие в онлайне. Это вызвано тем, что покупатель приобретает товары в разных каналах — так делают 57% пользователей. Исключительно в интернет-магазинах покупки совершают только 14%.
Отрывок из интервью от Петровича:
— Мы предоставили клиенту настоящую омниканальность. Возможность бесшовно переходить от дистанционных продаж к строительным центрам и обратно. Человек может дома, сидя на диване, формировать корзину, а потом приехать в магазин и завершить покупки. Если ему, например, захотелось увидеть и потрогать те же обои. Для нас не столь важно, где клиент купил. Важно, что он в принципе это сделал. Мы рассматриваем общий рост компании.
— Каков потенциал у сегмента онлайн-продаж?
— Мы думаем, у "Петровича" доля онлайн должна составить не менее 50% за два-три года, и это не считая кол-центра, продажи которого мы не включаем в онлайн-статистику.
По данным Яндекс потребитель смотрит товары на сайтах, сравнивает цены, а уже в офлайн-точке что-то приобретает. В среднем на выбор DIY-товара пользователи тратят 8 дней.
То есть, данные непрофильного Яндекса и позиция профильного Петровича сходятся.
Как обстоят дела у других гигантов?
Leroy Merlin сохранила первенство на рынке, нарастив выручку на 5% за первое полугодие 2023 года.
Online-гипермаркет «ВсеИнструменты.ру» остался лидером по динамике продаж – 46,9% до 55,4 млрд руб, увеличив долю канала b2b и количество торговых объектов.
«ВсеИнструменты.ру» опередили СТД «Петрович» по объему продаж и переместились на II место.
Да, это общие цифры (офлайн+онлайн), но и ставка у компаний на омниканальность.
Это по сайтам. А что с маркетплейсами?
Продажи на маркетплейсах увеличились, но они по-прежнему уступают нишевым игрокам типа Леруа Мерлен, Все Инструменты и тд
У них есть собственные онлайн- и офлайн-магазины, сильные бренды и дополнительные сервисы.
Кроме этого у маркетплейсов есть ещё одна слабость — доставка крупногабаритных товаров.
В этом плане они не вывозят конкуренцию с узкопрофильными компаниями, заточенными под эту нишу.
На маркетплейсах же люди активнее покупают товары для декора и обустройства дома.
В нашем агентстве есть немало клиентов, которые занимаются продажей мебели, инструментов, товаров для дома и ремонта с собственными интернет-магазинами. Часть этих клиентов присуствует и на маркетплейсах. Но что интересно, их средние чеки на маркетплейсе в 1.7 раза ниже, чем в собственном ИМ.
B2B не отстает
В 2024 году DIY-компании планируют создание эффективных розничных форматов, адаптировать ассортимент под потребности этих форматов и развивать программы лояльности для удержания и масштабирования рыночной онлайн-доли, особенно в категориях B2B.
Вот что об этом говорит Антон Дегтярев, директор по маркетингу компании
“ВсеИнструменты.ру”:
— Как компания, у которой большая доля продаж приходится на B2B-сегмент, мы видим, что наши покупатели все активнее переходят в онлайн. Для корпоративных клиентов особенно важно, чтобы заявка могла закрываться в одном месте и товар соответствовал всем стандартам качества. B2B-клиенты обращают на это внимание, поскольку специализированный интернет-магазин гарантирует, что покупаемый товар будет со всеми лицензиями и подтверждающими документами от производителя.
Итого
Довольно позитивная картина складывается в нише DIY – преодолен дефицит некоторых категорий товара, устаканились новые логистические цепочки. И самое главное – растет спрос на продукцию.
Если не произойдет ничего драматического на рынке, то 2024 год обещает быть прибыльным для участников рынка.
Переход бизнеса в онлайн идет широкими шагами. А это значит, что конкуренция, в частности, на рынке контекстной рекламы будет расти. Как следствие и цена лидов будет тоже расти.
Поэтому, если хотите детали по масштабированию и оптимизации своей рекламной кампании, оставляйте заявку на наш бесплатный аудит рекламной кампании.
Мы знаем все особенности бизнеса мебели и DIY, так как сами долгое время варимся на этом рынке. Поэтому, будьте уверены, что получите грамотный разбор от опытных специалистов, а не вчерашних фрилансеров.
Детально рассмотрим вашу рк и сайт и дадим рекомендации, которые помогут вам увеличить конверсию, количество лидов и снизить их стоимость.
Это бесплатно и ни к чему не обязывает. Оставляйте заявку на сайте.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Берите проверенные бренды - макиту, бош, девалт, метабу, фестул или хилти, на крайнякНу купи сейчас девалт непалёный.
И каким ветром в этот список занесло метабу- шырпотребный шырпотреб???
P.S. бош стал гавном ещё до пандемии.
Сейчас, кстати, паленые копии того же проверенного бренда продают)
абсолютно верно, но при условии что хорошо разбираешься в брендах и можешь различить оригинал и подделку. Кроме того если это сделано для России то это дешевые комплектующие и гарантии нет. Другими словами если это не оригинал в полном смысле слова то покупаешь кота в мешке.
Я правильно понял, чтобы добиться успехов в этой нише, нужно по-любому делать свой собственный бренд?
Если на то пошло, то в любой нише лучше делать свой бренд