Маркетплейсы-2024: новости и прогнозы

Маркетплейсы-2024: новости и прогнозы

В конце 2023 года стало известно, что крупные маркетплейсы регистрируют собственные микрофинансовые организации. Минпромторг рассказал о резком росте спроса на товары отечественных брендов. Также стало известно, что в России обсуждается законопроект, который обяжет магазины и маркетплейсы показывать в топе только российские и белорусские товары, а уже потом иностранные. Эти и другие новости во многом будут определять развитие сферы е-commerce в 2024 году. Подробнее в материале экспертов МПромо.

Последний месяц уходящего 2023 года был богат на новости от крупнейших маркетплейсов страны. Главное – Wildberries, Ozon, «Яндекс», «СберМаркет» и Avito решили объединиться в Ассоциацию цифровых платформ. По словам участников, целью стала разработка регулирования платформенной занятости и налогообложения. Конкурентов сплотили общие проблемы, которые продуктивнее будут решаться сообща, рассказала СМИ основательница Wildberries Татьяна Бакальчук. Управляющий директор Avito Влада Федулова отметила, что вместе площадки выработают подходы к ключевым вопросам отрасли, касающимся трудовых и налоговых отношений, торговли и гармонизации международного законодательства в рамках Евразийского экономического союза.

МФО от маркетплейсов

Маркетплейсы продолжают создавать собственные микрофинансовые организации. Wildberries в декабре 2023 года зарегистрировал ООО «ВБ финанс» (МКК «ВБ финанс»), которая будет выдавать потребительские кредиты, займы для промышленных предприятий, ссуды под залог недвижимого имущества и даже кредиты на покупку домов. В первую очередь предусмотрено кредитование селлеров. Ozon выдает микрозаймы давно – с 2021 года и на цели бизнеса и на нужды граждан, на ряд товаров действует рассрочка.

Спрос на отечественное

Минпромторг России констатировал спрос на товары отечественных производителей легкой промышленности. В пресс-службе ведомства рассказали об исследованиях покупательского настроения и отметили, что «на один ушедший иностранный бренд покупатели нашли до десяти новых российских». Глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью РИА Новости рассказал, об устойчивой тенденции к росту потребления отечественной парфюмерно-косметической продукции. Эта информация подтверждается представителями популярных маркетплейсов и данными Роскачества, согласно которым «47 процентов россиян в 2023 году либо полностью перешли на отечественные бренды, либо стали чаще их покупать».

На Ozon продажи инкубаторов выросли с января по ноябрь 2023 года в полтора раза, на Wildberries — более чем в два раза. Об этом сообщает Shopper`s. Тенденция сформировалась на фоне роста цен на яйца и мясо птицы в России.

Рекламные предложения под контролем

Продолжается горячее обсуждение законопроекта, родившегося весной 2023 года и названного условно «российской полкой». Согласно ему, при поиске товаров на маркетплейсе, выдача будет предлагать сначала продукты российских и, возможно, белорусских производителей, а уже потом иностранных. Сначала планировалось, что приоритетный порядок товаров будет работать в сетевых магазинах, позднее решили распространить действие закона на интернет-магазины.

В Минпромторге уточнили, что закон коснется конкретных групп товаров, которые еще не определены, но известно, что это будет продукция, которая «в достаточном объеме производится в стране», например, крупная бытовая техника. «Коммерсант» пишет, что в законопроект уже «добавили обязанность для маркетплейсов при поисковой выдаче первые 50 строк отдавать российским или белорусским товарам». Издание поясняет, что речь идет о бытовой химии, косметике и других категориях товаров. «РИА Новости» написали, что в октябре 2023 года документ направили в правительство и в случае принятия он должен вступить в силу с 1 марта 2024 года.

Что касается оценок этого события, Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли, в которую входит входит Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет» и многие другие считает, что данный законопроект попытка вмешивается в процесс поисковой выдачи, которую интернет-магазин генерирует по запросу покупателя и это существенный негативный фактор для маркетплейса.

«Если клиент хочет купить iPhone, а ему первые 50 результатов поиска будут предлагать не то, что указано в запросе, а то, что будет соответствовать требованиям закона, клиент просто уйдет с площадки»,— отметил он.

Wildberries ввел «WB Кошелек»

В декабре 2023 Wildberries открыл сервис «WB Кошелек», который помогает оплачивать покупки на маркетплейсе, об этом сообщается на сайте Вайлдберриз-банка. Пополнять кошелек можно переводами посредством системы быстрых платежей по номеру телефона.

Кому-то может быть полезна опция – открытие анонимного электронного кошелька с лимитом счета в 15 тыс. рублей. Открыть электронный счет можно по упрощенной идентификации на Госуслугах. Вывод денег возможен через СБП. Представители банка обещают, что в скором времени с помощью электронного счета можно будет совершать покупки в офлайн-магазинах. Мотивировать покупателей пользоваться новыми инструментами будут специальные скидки и акции.

Начать дискуссию