Логистика между Ираном и Россией. Проблемы и пути развития

С 2022 года Россия активно создает, расширяет и развивает торговые связи с разными государствами. Среди которых: Турция, ОАЭ, Иран, Индия. Торговые обороты между этими странами и РФ кратно увеличились за последние 2 года. И если многие рынки привычны и стабильны для России, то товарные отношения с Ираном все еще находятся на стадии активного развития. Подписываются новые соглашения, заключаются договоры, планируется восстановление старых заброшенных торговых путей и открытие новых дорог и видов грузоперевозки.

Логистика между Ираном и Россией. Проблемы и пути развития

В это статье мы постараемся разобраться во взаимоотношениях Тегерана и Москвы, расскажем, какие товары Россия и Иран продают друг другу и как их доставляют.

Также не оставим без внимания вопрос о строительстве и восстановлении торговых путей.

Какие товары экспортируются и импортируются?

Сразу оговоримся, что мы обладаем данными и статистикой исключительно по товарам гражданского назначения. Известно о масштабных обменах военными технологиями, но их предмет и объемы остаются неизвестными. Но не вся информация секретна, поделимся открытыми данными.

Большая часть экспорта в Иран — это сельскохозяйственные товары.

Россия поставляет в Иран:

  • зерновые культуры (кукуруза, пшеница)
  • масла
  • животные и растительные жиры
  • пиломатериалы и древесину
  • картон и бумагу
  • машиностроительные станки и запчасти к ним
  • нефтепродукты и сырая нефть.

Иран импортирует в Россию:

  • фрукты и сухофрукты
  • овощи
  • орехи
  • некоторые виды продуктов из молока
  • чермет и изделия из него
  • пластмассы и изделия из них
  • руды
  • сладости
  • фармацевтические товары (лекарства)

Напомним, что Иран находится под гнетом санкций очень давно - более 40 лет. За это время страна во многом успешно адаптировалась к торговым ограничениям. Опыт Ирана показал, что в случае таких сильных экономических потрясений государство буквально балансирует на грани экономического краха. Россия вошла в санкционное время более подготовленной и с более крепкой экономикой.Но, тем не менее, опыт Ирана нельзя недооценивать и в современных реалиях.

Но так ли случайно сближение Ирана и России? Не было ли предпосылок для этого в прошлом? Какие совместные проекты у Тегерана и Москвы развивались уже довольно давно?

Логистика между Ираном и Россией. Проблемы и пути развития

Предпосылки сотрудничества Ирана и России

Главная причина того, что товарооборот между этими двумя странами начал резко увеличивать обороты — это масштабные санкции в стороны РФ со стороны Европейского Союза и США. Когда старые экономические связи рушатся, логично развивать оставшиеся и искать новых партнеров.

Иран выделяется среди многих своим богатым многолетним опытом экономического развития под гнетом санкций и ограничений. И России этот опыт весьма интересен. Иран наладил собственное производство в некоторых областях и сумел выстроить новую торговую систему. К тому же, Иран удобно расположен в географическом плане. Его географическое положение позволяет прокладывать через Тегеран новые торговые пути. Удобство местоположения дает возможности для расширения поставок по программе параллельного импорта товаров из недружественных стран.

На конец 2022 года было отмечено, что экспортный товарооборот между Россией и Ираном увеличился на 27% и достиг рекордных, доселе невиданных, масштабов. Импортировать же стали на 10% больше товаров, чем в предыдущий 2021 год.

Важная причина для роста товарообмена стал дружественный характер отношений между Москвой и Тегераном еще до многочисленных пакетов санкций в сторону России. Были совместные проекты в области атомной энергетики, а также налаженный экспорт и импорт некоторых товаров.

Мы остановились на 2022 году. Сегодня на дворе 2024. Зафиксирован спад интенсивности товарообмена между Тегераном и Москвой. Что произошло? Есть ли пути преодоления возникших сложностей? Расскажем об этом далее в нашем материале.

Логистические сложности и снижение объема поставок. Пути преодоления кризисной ситуации

После экономического успеха в сотрудничестве в 2022 году казалось, что оно продолжит развивать и будет только наращивать обороты в будущем. Но 2023 год показал значительный спад, а вовсе не прирост. Почему так произошло? Поделимся фактами и мнениями экспертов.

Россия стала самым крупным зарубежным партнером и инвестором для Ирана, совершались пробные рейсы в Саудовскую Аравию через Иран, подписывались новые договоры и соглашения. Но результат был не тот, которого ожидали. Совокупный процент торговых операций между РФ и Тегераном снизился на рекордные 20%.

Эксперты утверждают, что за последние 2 года, несмотря на все усилия и старания, так и не удалось преодолеть самые закостенелые логистические проблемы и наладить грузовой поток. Российский экспорт не претерпел значительных изменений: новые наименования товаров экспортироваться не стал, а объемы товарооборота остаются непостоянными и нерегулярными. В таких условиях сложно строить экономические прогнозы.

Главная проблема в том, что более 80% экспорта России в Иран зависит от урожая. Если урожай зерна в Иране хороший, то он не нуждается в большом количестве поставок из России. Таким образом снижаются объемы товарообмена. Иран в своих схемах поставки зерна использует некоторые американские компании, которые завершили сотрудничество с РФ, что также усложняет товарообмен.

Логистика между Ираном и Россией. Проблемы и пути развития

Каким транспортом осуществляются грузоперевозки

Один из самых задействованных путей — это доставка по Черному морю из портов Новороссийска и реже Геленджика. Путь действует практически бесперебойно, хотя некоторые сложности все-таки имеются. Из-за того, что суда, используемые для перевозки, не должны иметь отношения к ЕС или США, стоимость доставки повышается примерно на 20-25%, так как такие корабли найти непросто. Но многие транспортные компании успешно решают данный вопрос и занимаются быстрыми поставками товаров между РФ и Ираном.

Второй путь — это перевозки по Каспийскому морю. Такие поставки вынужденно обладают сезонностью, потому что Каспий частично замерзает. К тому, на этом направлении замечена острая нехватка судов.

Третий путь — наземный ЖД-транспорт. На данный момент прямое сообщение отсутствует, существует только транзит через Казахстан, который обеим сторонам экономически невыгоден. К 2028 году планируется открытие железной дороги, которая свяжет между собой крупнейшие торговые точки и создаст транспортный коридор “Север-Юг”. Также планируется восстановить железную дорогу между Россией, Ираном и Турцией через Нахичевань, которая была заброшена в 90-е годы.

Остается только ждать открытия железнодорожного пути и увеличения товарооборота.

33
Начать дискуссию