Маркировка пива в 2024: сроки, этапы, условия и штрафы
С 1 апреля 2024 нельзя продавать пиво и пивные напитки в кегах без маркировки. Не успели промаркировать — пейте дома сами. Скоро запрет дойдет до пива, медовухи и сидра в алюминиевых и стеклянных банках. В статье разбираем, кто отвечает за маркировку, когда что маркировать, как рознице и ресторанам не утонуть в отчетах и не закрыться.
Содержание:
- Что такое маркировка пива и слабоалкогольных напитков
- В чем отличие от ЕГАИС
- Какие сведения розница передает в ЕГАИС, а какие в Честный знак?
- Куда наносить маркировку, и как это выглядит
- Что маркируется и не маркируется
- Сроки маркировки
- Что делать с остатками
- Стоимость кода маркировки для пива
- Кто за что отвечает в маркировке
9.1 Производители
9.2 Импортеры
9.3 Экспортеры
9.4 Розница и общепит: маркировка разливного в кегах
9.5 Про пиво в бутылках и упаковках - Возврат и перемаркировка пива и слабоалкогольных напитков
- Что нужно магазину, бару и ресторану для перехода на маркировку пива
- Штрафы
- Зачем маркировка нужна покупателям
Что такое маркировка пива и слабоалкогольных напитков
Маркировка пива и слабоалкогольных напитков — это закрепление за бутылкой или кегом уникального кода Data Matrix. По коду отслеживают: откуда привезли товар, кто произвел, на каком этапе продажи находится и сколько продали.
Данные передают в государственную систему мониторинга Честный Знак. Это делают все участники оборота: производители, импортеры, логистические компании, оптовики, розница. Так государство видит весь путь каждой единицы товара по цепочке и может отследить, откуда контрафакт.
В чем отличие от ЕГАИС
Раньше алкоголь отслеживался ЕГАИС. Крепкий алкоголь — бутылками, пиво — партиями. Контролировали с помощью акцизной маркировки.
Теперь пиво отслеживает ЕГАИС и Честный Знак — платим акциз и за маркировочный код на каждую бутылку и кег.
Какие сведения розница передает в ЕГАИС, а какие в Честный знак?
В ЕГАИС — прием и списание товара: приняли 7 ящиков Балтики, кег Жигулевского прокис.
В Честный знак — какой кег поставили на кран, сколько бутылок или литров из кеги продали.
На кассе сканируем только Data Matrix, но узнают о продаже 2 системы. В Честный Знак пойдет информация о каждой позиции — в среду продали 30 алюминиевых бутылок Балтики. Или — открыли 2 кега, с каждого продали по 20 литров, в чеках зафиксирован литраж.
В ЕГАИС идет информация об общем объеме проданных напитков— сегодня бар открыл 3 кега.
Бесплатная интеграция с ЕГАИС и Честным Знаком есть в МоемСкладе. Здесь можно:
- принять или отклонить товарно-транспортную накладную в один клик;
- отправить акт списания;
- провести инвентаризацию: сравнить остатки в ЕГАИС и МоемСкладе и если есть расхождения, составить соответствующий акт;
- проверить коды маркировки при приемке и списать их при продаже.
Куда наносить маркировку, и как это выглядит
Заказчик или импортер наклеивают двухмерный код Data Matrix на каждую кегу и бутылку.
Код Data Matrix на кеги можно нанести:
на стикер;
на этикетку;
на набор товаров;
на групповую упаковку;
на термоусадочный колпачок;
на крышку-пломбу;
- на потребительскую упаковку, в том числе вторичную.
На бутылке наносят на крышку или этикетку. Главное, чтобы код читался и был не меньше 13×13 мм. Заказывает коды маркировки производитель или импортер в Честном знаке.
Некоторые делают наклейки с Data Matrix, а потом ламинируют или покрывают лаком. Так делать можно, но код может не считаться. И тогда вы не сможете ввести товар в оборот.
Какие слабоалкогольные напитки и пиво маркируем и не маркруем
Список товаров, подлежащих маркировке:
- солодовое пиво и пивные напитки;
- сидр, медовуха, пуаре и другие напитки крепостью до 7%.
Не подлежит маркировке:
- танковое;
- крепкий алкоголь;
- безалкогольное пиво крепостью до 0,5%.
Танковое продают на розлив, но перевозят и хранят в контейнерах 250—1000л. Если танковое пиво в баре разлили по бутылкам при покупателе или заранее — маркировать все равно не нужно. А вот если на заводе разлили пиво в кеги или бутылки — нужна маркировка.
Чтобы определить маркировать товар или нет, смотрим на код ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС. Маркируем:
Пиво солодовое и напитки пивные. Коды ТНВЭД: 2203 00, 2206 00; Коды ОКПД-2: 11.05.10.120; 11.05.10.130; 11.05.10.160;
Сидры. Коды ТНВЭД: 2206 00 310 0; 2206 00 510 0; 2206 00 810 0; Коды ОКПД-2: 11.03.10.211; 11.03.10.212;
- Прочие напитки с фактической концентрацией спирта не более 7% (медовуха, пуаре). Коды ТНВЭД: 2206 00 390 1; 2206 00 590 1; 2206 00 890 1; Коды ОКПД-2: 11.03.10.210
Не маркируем:
- Безалкогольное пиво код ТНВЭД: 2202 91 000 0, Коды ОКПД-2 11.05.10.110, 11.07.19.129
Перечень продукции, подлежащей маркировке, определен в Постановлении Правительства № 2173 от 30.11.2022 Об утверждении Правил маркировки пива.
http://actual.pravo.gov.ru/content/content.html#pnum=0001202211300039
Если не знаете код, спросите у поставщика или смотрите в сертификате или декларации соответствия.
Сроки маркировки
Продавать без маркировки пиво и пивные напитки в кегах с 1 апреля 2024 нельзя. Пиво и слабоалкогольные напитки в потребительских упаковках — можно до 15 января 2025.
Барам, магазинам и ресторанам с 1 июня 2024 года нужно передавать сведения о продаже пива в потребительской упаковке через онлайн-кассу.
Что делать с остатками
Остатки не маркируются. Не успели продать — пейте сами.
Стоимость кода маркировки для пива
Стоимость одного кода — 50 копеек без учета НДС.
Кто отвечает за маркировку
Если выпускаете, храните или продаете пиво — значит, отвечаете за маркировку. Покупателя для себя это не касается.
Все участники обязаны зарегистрироваться в Честном знаке.
Производители
Фиксируют в ЕГАИС, сколько сделали пива.
Заказывают коды маркировки в Честном знаке и наклеивают их на товар. Вводят в оборот — отчитываются в Честный Знак.
Когда товар передают оптовику или рознице, формируют УПД.
Импортеры
Фиксируют в ЕГАИС, сколько ввозят пива.
Заказывают коды маркировки в Честном знаке.
- Своему поставщику отправляют готовые этикетки или файл для печати. Поставщик их наклеивает на товар и отправляет.
- Когда прошли таможню, импортеры отчитываются в Честный Знак, что пиво ввели в оборот.
Экспортеры
Везут в ЕАЭС — маркируют.
Везут за пределы ЕАЭС:
- не маркируют, если изготовили и сами отвезли;
- маркируют, если в России передали кому-то, чтобы отвезли.
Розница и общепит: маркировка разливного в кегах
О приемке пива у поставщика и о списании информировать Честный Знак не нужно. Только о подключении кега на кран и о продаже.
Поставщик в накладной должен указать конкретный кег, а грузчик ее отгрузить. Если вам привезли не ту тару — продать вы ее не сможете. Поэтому, принимаете товар проверяйте:
- наличие кода DataMatrix;
- статус кода "в обороте";
- название, литраж и остальная информация в коде соответствует этикетке.
Отчет о подключенных кегах и их срока годности отправляем в Честный Знак.
Код сканируем перед каждой продажей разливного пива. Неудобство возникает, если кег в одной части магазина, а касса в другой.
На кассе выбирают необходимый товар, кран и объем продажи. Если в чеках получится, что литров продано больше, чем в кеге — будут проверки и штрафы. Но так как без пены и пролива пива не обойтись — меньше можно, больше нельзя.
Про пиво в бутылках и упаковках
Каждая бутылка маркируется. Когда бутылки складывают в упаковку, на нее наносят общий код-агрегат. В общем коде — информация о товаре. Он нужен, чтобы не скрывать упаковку каждый раз, когда надо проверить товар. Расформировали упаковку — уничтожили общий код.
При продаже сканируем код с каждой бутылки.
Для розницы записали видеоинструкцию —как подавать сведения в Честный Знак, и как выводить коды из оборота после продажи. Смотрите тут.
Возврат и перемаркировка пива и слабоалкогольных напитков
Пиво и слабоалкогольные напитки — продовольственные товары. Меняют или возвращают такие товары, если они плохого качества. Если покупатель вернул пропавшее пиво, то перемаркировать и снова продать не получится.
Если пиво скисло, код в Честном Знаке не списываем, а просто оформляем возврат в ЕГАИС.
Что нужно магазину, бару и ресторану для маркировки
- Усиленная квалифицированная электронная подпись. ИП и компании получают ее в налоговой.
- Заключить договор с ОФД.
Если уже работаете, проверьте интеграцию с налоговой и Честным знаком - Регистрация в ЕГАИС и в Честном Знаке.
- Сканер 2D-сканер штрихкодов.
- Онлайн-касса с поддержкой ФФД 1.2. и возможностью добавлять коды маркировки в чек.
- Товароучетная программа. Например, МойСклад.
Штрафы
Если пиво ввели в оборот и продажу без маркировки, допустили ошибки в документации или решили схитрить — штраф или лишение свободы до 6 лет.
Наказание зависит от размера партии и статуса нарушителя:
Шесть лет тюрьмы дают за крупные партии. Полный список на сайте Честного Знака.
На ютубе выложили инструкцию, как теперь работать с ЕГАИС, как вести учет, чтобы точно не нарваться на штрафы: https://www.youtube.com/watch?v=hE2mNvUErEw
Зачем маркировка нужна покупателям
С маркировкой покупатели могут самостоятельно проверить товар в мобильном приложении Честный Знак. Если информация в коде не соответствует реальности, пользователь через приложение передаёт сведения в Честный Знак, а тот – в Роспотребнадзор.
Роспотребнадзор проверит и оштрафует нарушителя.
Титры
Мы ведем блог для малого бизнеса. Рассказываем новости для предпринимателей, ошибки и лайфхаки в учете, инструменты продвижения, обновления сервиса МойСклад.
Вижу пиво - ставлю лайк автоматически
Скоро и туалетную бумагу маркировать начнут, чтоб поштучно считать
Главное, что бы не сами походы. Будут еще по весу отслеживать и налог начислять
Если надо помочь допить остатки немаркированного пива, зовите
Зову. Питер, приходи
На банки так наклеивают эти коды, что в большинстве они находятся прям на ушке открывающем и на отверстии, при попытке отклеить кусок бумаги остается и невозможно пить напиток.