И OZON, и Wildberries неинтересен свой собственный бизнес?

Немного мыслей вслух о текущей ситуации с маркетплейсами - со стороны продавца.

Как косвенно можно понять из их хаотичных действий и отчаянных мер, и OZON, и Wildberries бурно выстрелили, а в итоге так и не смогли выйти на стабильный успех.

Давайте сравним с тем же самым Amazon, который заработал настолько много, что не глядя вкладывает в дорогостоящие фильмы, ну а сам Безос цветёт и пахнет и не вылезает с красных ковровых дорожек. И склады у него не горят.

То есть, в принципе, деньги в бизнесе маркетплейсов есть, и деньги не малые. Почему же именно Wildberries и OZON не могут отладить свои процессы таким образом, чтобы их бизнес им эти деньги стабильно и бесперебойно приносил? И чтобы их не кидало из огня да в полымя с очередными идеями в духе «101 способ испортить жизнь продавцам»?

Мне кажется, всё это потому, что и OZON, и Wildberries в принципе не очень интересен бизнес маркетплейсов сам по себе. Как бы странно это ни звучало.

Почему я так думаю?

OZON ни разу за 26 лет так и не вышел на прибыль. Это убыточная компания. В уставе любого бизнеса в первых строках прописано, что миссия компании - зарабатывать деньги. Точка. Остальное - создание идеального продукта, построение команды мечты, спасение мира и т. д. - возможные пути к цели бизнеса, но если они в итоге не ведут к ней, это что угодно, только не бизнес.

И вы только посмотрите на OZON - размашистые вечеринки для продавцов, новые инструменты продвижения, лейблы, плашки… Бесконечная череда бесконечных разработок. Такое чувство, что команда OZON собралась не для того, чтобы выполнить главную миссию бизнеса, а чтобы поэкспериментировать с деньгами инвесторов, поинновировать и потехаджайлить, попивая смузи. Так и есть, судя по финансовым результатам. Это всё очень весело и интересно, просто не про зарабатывание денег.

А Wildberries сами не так давно озвучили, что интересно им. Это склады. Им интересно накупить кучу складов и делать деньги на них. Складberries такой. И да, это бизнес, конечно, в отличие от OZON. Но это про не маркетплейс. Это арендный бизнес. То есть примерно такая же схема, как с покупкой и последующей сдачей квартир в Москве.

А логистика, выстраивание партнёрских отношений с продавцами, клиентоориентированности по отношению к клиентам, доведение до ума поиска и т. д. - вне зоны интересов обоих гигантов в этом сегменте. Это парадоксально, но это так.

Я не понимаю, почему у нас всего два маркетплейса-монополиста. Я изучала основы программирования в техническом универе, работала в E-commerce и digital marketing, но, безусловно, обладаю лишь базовыми знаниями логики программирования и т. д., так что я, конечно, не эксперт. Но, мне кажется, это не такой уж и сложный движок должен быть. Про поиск я уже писала - это к людям из Яндекс.

Ниша, вроде, заполнена, а на самом деле пуста. Люди, которые придут в маркетплейсы и реально будут заинтересованы решить задачу зарабатывания на маркетплейсах, имхо имеют все шансы её занять.

11
Начать дискуссию