Как одному управлять ассортиментом в 15 магазинах на 3 маркетплейсах

Как одному управлять ассортиментом в 15 магазинах на 3 маркетплейсах

Чуть ранее, чем недавно, в одной из прошлых статей я писал о том, как мы выходили на WB по системе DBS (доставка силами продавца, то есть мы получаем заказ от ВБ, связываемся с ним по телефону, узнаем адрес и отправляем сами Почтой или СДЭКом), которая сейчас продолжает работать в тестовом режиме, что сопровождается лютыми косяками.

Но сегодня не об этом. Пользователь с ником Коля Коля спросил, как мы содержим 15 собственных магазинов на разных площадках, которые управляются всего 2 сотрудниками, и я обещал написать об этом подробнее, заодно слегка прорекламирую нашу разработку.

В общем статья о том, как мы сделали сервис для работы с ассортиментом на маркетплейсах: почти такой же многозадачный, как водитель маршрутки. Поехали!

Напомню), на связи Дмитрий Прянишников, я соучредитель и Генеральный директор агентства стратегического маркетинга «Диол»,

Сначала пара слов о бизнесе

Речь пойдет о продаже люстр, бра и прочих светильников для дома и сада через маркетплейсы.

Производителей больше 50, брендов больше 80, ассортимент больше 100 000 позиций. Работать с каждым производителем напрямую крайне тяжело: нужен склад, определенные обороты именно по каждому производителю, собственный транспорт и т.п.

Поэтому мы работаем с поставщиком-агрегатором, который собирает заказы от таких интернет-магазинов и магазинов на маркетплейсах (далее, МП) заказывает это все у производителей на особых условиях, а нам отгружает со скидкой. Далее мы доплачиваем этому поставщику денежку, чтобы он наши заказы упаковывал, маркировал и отправлял на склады МП. Ну и по работе с возвратами тоже есть договоренность.

Теперь непосредственно о работе

Так вот, этот поставщик предоставляет нам yml-файл с полным ассортиментом, остатками и ценами по всему ассортименту, который мы можем использовать для обновления данных в своем интернет-магазине, а также на маркетплейсах.

Что касается скидок, то для нас, как для интернет-магазинов, на покупку светильников скидки разнятся от бренда к бренду и составляют от 15 до 45% от розницы. Причем большинство брендов следят за соблюдением РРЦ (рекомендованной розничной цены) и не допускают демпинга.

Ну а теперь о проблемах

Вроде все красиво - бери и работай… Однако, по факту, всплыли проблемы:

  1. Формат файлов для импорта на разные маркетплейсы отличается. Мало того, где-то удобнее работать через API (внутренний язык обмена с МП), а где-то через загрузку файла. Другими словами, прежде чем грузить на МП файл от поставщика, этот файл, оооооочень грубо говоря, нужно было программно корректировать.

  2. Часть производителей передают данные нашему поставщику в формате “шаляй-валяй”, другими словами, остатки, полученные нами в файле, далеко не всегда соответствуют реальности. Самый распространенный вариант: производителей ставит на все свои товары фиксированный остаток, например, 4 штуки. Мы получаем заказ, отправляем поставщику, и оказывается, что товара нет в наличии. Мы вынуждены отменить заказ, получаем штраф от МП и больше не хотим работать с этим брендом. То есть, нам надо доработать этот файл, исключив из него определенные бренды и/или производителей и/или выгружать только те позиции этого бренда, которых на складе производителя, например, больше 10.

  3. Аналогичным образом обстоит ситуация с запретом на продажи на маркетплейсах. Некоторые производители запрещают продавать их продукцию на МП, т.к. делают это сами (хотя, на мой взгляд, это бред), либо дают права на продажу только одобренным селлерам. Тогда мы должны иметь возможность включать или выключать какой-то бренд из выгрузки на МП.
  4. Ну и наконец, работать на МП с товарами и брендами, по которым поставщик предоставляет скидку меньше 30 процентов - просто невыгодно. Сейчас комиссии МП, в среднем по больнице, от 18 до 28 процентов в зависимости от модели работы, доп. услуг и прочего. Прибавьте сюда простейшие 6% налога на УСН и при самом грубом подсчете, мы получаем комиссию в 25-35%. Поэтому мы должны иметь возможность выгружать определенные бренды на определенные МП с определенными моделями работы.

  5. Да, чуть не забыл, раньше некоторые бренды не следили за РРЦ, поэтому можно было и “демпингануть”. Поэтому появилась еще одна “хотелка” - возможность ставить скидку на товары конкретного бренда на конкретной площакде с конкретной моделью работы (FBS или DBS и аналогичными на разных МП).

Резюме такое: чтобы эффективно зайти и сделать хотя бы по 1 магазину на каждому маркетплейсе (один магазин - это 1 юрлицо по 1 модели работы с 1 складом приема товара), нужно переработать файл, а главное, иметь возможность быстро корректировать его для работы на разных МП, минимум, 1 раз в день.

А вот теперь уже про наше решение

Ну а теперь перейдем к самой мякотке). Начнем с того, что с 2014 года у нас есть интернет-магазин люстр и светильников, на который мы уже давно и успешно загружаем файлы от 3 поставщиков-агрегаторов:

  1. у одного максимально широкий, но местами непроверенный по остаткам ассортимент,
  2. у другого регулярные скидки, которые может предоставлять почему-то только он,
  3. а третий - максимально проверенный.

С третьим мы и решили работать.

На базе сайта мы сделали панель управления ассортиментом на маркетплейсах. Поскольку панель еще не вышла на массовый рынок, она находится, так сказать, в техническом виде “для своих”. Но куда ж я без пруфов и скринов.

Как одному управлять ассортиментом в 15 магазинах на 3 маркетплейсах

Это главная страница управления ассортиментом

  1. по строкам идут названия брендов светильников,

  2. по столбцам названия складов на МП. Замылены названия поставщиков и наших магазинов, чтобы не рекламировать (а то все ринутся и отнимут у нас все заработки)))). Например, 2 day отличается от 4 day тем, что на первый склад отгружаются бренды, срок поставки которых 2 дня, а на второй 4. Ну и где-то есть склады на разных МП и по разным моделям (например, realFBS с доставкой СДЭКом)

  3. на пересечении столбцов и строк находится символ с очевидным назначением: если галка, то выгружать бренд, если перечеркнутый круг - не выгружать. А последней строке скрина я, для примера, установил скидку на бренд Adilux. Это значит, что на соответствующие площадки товары этого бренда будут выгружены со скидкой 3 процента.

Страница имеет горизонтальный скрол по кол-ву складов на МП. Напомню, мы работаем только с Яндекс.Маркетом, Озоном и МегаМаркетом (бывший СберМегаМаркет).

Вот еще один скрин в дополнение:

Как одному управлять ассортиментом в 15 магазинах на 3 маркетплейсах

Теперь кликнем по бренду на одном из складов и увидим такие опции:

Как одному управлять ассортиментом в 15 магазинах на 3 маркетплейсах

Здесь есть возможность указать скидку/наценку, указать комментарий при изменении и указать ответственного за изменение. Все действия по каждому бренду в разрезе склада логируются, чтобы всегда иметь возможность найти виноватого и лишить его сладкого.
Когда это применимо? Например,

  • утром поставщик сообщает о запрете продажи какого-то бренда на маркетплейсах. Наш сотрудник заходит в панель, находит бренд, соответствующие склады и отключает выгрузку, указывая в комментариях: “Поступил запрет на выгрузку от поставщика”, и пишет свое имя. Дата и время изменения статуса автоматически фиксируется для истории. И делает он это за минуту.

  • поставщик сообщает о том, что производитель проводит инвентаризацию, поэтому остатки на складах в течение 2-3 дней будут не актуальны. Это значит, что заказы на товары этого производителя мы не сможем отгрузить и нахватаем штрафов, если оперативно не отключим этого производителя и его бренды. Ах да, у нас есть панель… 5 минут и готово. Через 4 дня, как только инвентаризация закончилась, включаем обратно за те же 5 минут.

  • бренд проводит акцию, и поставщик снизил скидку для нас по этому бренду с 40 до 20 процентов. Зашли, отключили, а потом включили.

А что конкуренты?” - спросите вы. А ничего! Все заняты лишь предоставлением аналитики рынка в миллионе разрезов. Не спорю, информация нужная, но это опять больше про планирование, а фейлы (то есть провалы и косяки), как правило, появляются именно в тот момент, когда на бумаге и так все хорошо.

В общем, если вы хотите выйти на маркетплейсы или оптимизировать работу с большой товарной матрицей разных брендов с разными условиями продажи, добро пожаловать: мы сделаем так, чтобы администрирование ассортимента в ваших магазинах управлялось 1 человеком!

А как у вас дела с продажами на маркетплейсах, может у кого-то есть свои фишки, расскажите про свой опыт?

Делюсь опытом в своем телеграм-канале.

66
9 комментариев

Хорошо придумали! Спасибо, что поделились своим опытом!

У нас часто клиенты с похожими проблемами сталкиваются.

Например, у клиента до 10 разных поставщиков, которые присылают прайс-листы в разных форматах: excel, csv, yml. У многих разная структура. Он загоняют все эти файлы в программу, настраивают соответствие между каталогом в файлах и каталогом в программе. А потом выгружают данные на свой сайт, в yml и csv при необходимости. При этом для разных источников настраивают, какие данные из полученного каталога выгружать.

Кто-то это собирает все данные во временную базу в программе, а потом настраивает экспорт в рабочую или в несколько рабочих под разные каналы продаж.

Все по разному, кому как удобно.

Чаще всего это каталоги от 10 000 до 500 000 товаров.

1
Ответить

Т.е., один человек сидит в условном офисе и управляет несколькими магазинами, оформленными на разные юр.лица, а в данном случае, очевидно ИП?

Ответить

По сути, да. Управляет прежде всего ассортиментом в этих магазинах. Заказы обрабатывает другой специально обученный человек.
Что касается ИП, то ИП проще открывать, но как только мы поняли, что это работает, то остальные стали делать ООО без НДС.

1
Ответить

Это офигеть можно... Здравствуйте)

Ответить

Категорически приветствую))

1
Ответить

А как вы решили вопрос с товарным контентом без PIM системы? Проблему торговли на нескольких маркетплейсах от нескольких площадок решает связка PIM+DAM+MPL (собственно сама система интеграции с маркетплейсами). Проблему "разности" прайсов от поставщиков решает интеграция с ERP, маппинг и создание шаблонов. Но да, это все становится интересно, правильно и выгодно где то от 10 000-20 000 SKU.

Ответить