Автоакции на маркетплейсах: как добровольное сделать принудительным.
Если когда-нибудь будет написана статья типа «9 признаков токсичного маркетплейса», вероятно, использование механики автоакций станет главным фактором для включения в этот список.
Кому понятие не знакомо, автоакция – это функционал, при котором маркетплейсы автоматически устанавливают скидку на товар. При этом, согласно офертам, скидка считается установленной с согласия продавца. В настоящее время принять решение за селлера решились все крупные площадки Озон, Вайлдбериз, СберМегаМаркет и Яндекс.
Предыстория.
Автоприменение акций изначально разрабатывалось платформой Ozon как добровольная возможность добавлять товары в доступные акции маркетплейса. И в своё время это существенно упрощало работу, поскольку количество одновременно проходящих акции превышало 20. Уследить за ними было довольно проблематично. Проходили акции федерального масштаба, региональные, и даже акции конкретных складов.
Следующий скрин интерфейса можно увидеть разве только в роликах на YouTube за 2022 год.
Селлер устанавливал минимально допустимую цену на товар. Платформа самостоятельно двигалась по вполне определённой дельте между ценой продажи и минимальной ценой. Но, как говорится, это было давно и не правда. В период перед Чёрной пятницей 2023 года ситуация резко изменилась.
Позволю сделать свои предположения в установлении причины и следствия. Чёрная пятница - это про снижение цен на 50%-70%, но в скидки на маркетплейсах покупатели перестали верить, считая их фиктивными, это показывали опросы, проводимые в тот период. Из-за учёта средней медианной цены продажи, чтобы войти в акцию селлеру действительно нужно сделать глубокую скидку. Однако, комиссии платформ создали ситуацию (и продолжают это делать), при которой снижение цены даже на 15% делает некоторые категории убыточными. Селлеры, может быть и хотели, но не могли сделать скидки, и вся организация распродажной магии легла на плечи маркетплейсов.
Так или иначе, за почти 9ти месячный промежуток условия менялись от бесчеловечных (когда в акцию попадали все товары, выход был возможен до определенной даты), до вполне уместных.
Реализация механики на разных маркетплейсах.
OZON единственная платформа, где был подготовлен функционал контроля со стороны селлера. И да, в начале внедрения, платформа отступила от этических норм партнерских отношений. Цены на товары, включенные в акцию были ниже, чем минимально допустимые, был период, когда выйти из акций можно было только до конкретной даты. Сейчас пункт договора 2.6.3. постоянно обновляется, но если озаботиться установкой минимальных цен и ответственно подходить к поставкам, беспокойства будет меньше. Уведомления о включении товара в акцию честно приходят в личный кабинет. Всё стало более-менее прозрачно и по уровню интенсивности эмоционального накала ближе к недовольству, чем раздражению.
WILDBERRIES внес изменения в оферту в начале октября 2023 года, в нашем магазине впервые автоакция была применена только в конце апреля 2024. В оферте нет уточнения как именно платформа делает уведомление о включении товаров в акцию. Не могу сказать, что на каждую акцию присылается уведомление в рассылку. О добавлении в некоторые акции я узнавала, лишь перейдя во вкладку «Календарь акций». Это один момент, из-за которого у менеджера всегда будет работа. Кроме того, цена у товара, побывавшего в акции не возвращаются к до акционной. Если не корректировать цены вручную, последствия будут не самыми приятными. Но, выход из акции доступен в любой момент. По опыту, выйти до начала намного проще, чем после старта. Моя оценка происходящего на платформе плавает между раздражением и возмущением.
СБЕРМЕГАМАРКЕТ перенял эту эстафету 10 мая. Возможно, это покажется притянутым за уши, но думаю, что раздел «Уведомления» был создан именно под эту цель. Раньше все новости мы читали на баннерах с главной, а тут подсуетились.
В прошлой статье я писала про Сбер в негативном ключе, пожалуй, продолжу. Этот маркетплейс предлагает бесконечно несправедливые условия - выйти из акции можно только до определенной даты.
Но даже если удалить товары, маркетплейс имеет право вновь добавить их в эту же акцию. У нас такая игра продолжалась вплоть до дня, когда выйти из акции уже было нельзя. Никак.
Пришлось вручную обнулять остатки на товары, которые попали в акцию. С тех пор слежу не только за уведомлениями о новых акциях, но и за тем, чтобы убранный из акции товар не был добавлен повторно. Какая эмоция лучше опишет реализованный н�� этой платформе функционал… может быть злость, гнев, ярость?
ЯНДЕКС МАРКЕТ не стал гневить продавцов. Без согласия селлера платформа делает фиктивные скидки - берет в расчет разницу между ценой продажи и ценой до скидки.
Возможно, понимая что в 2024 году эта история не сработает, платформа предлагает селлеру снижение комиссии, если тот сделает реальную скидку.
Есть факторы, не зависящие от селлера, и выйдя на маркетплейсы, мы оказываемся на территории, где правила устанавливаются не нами. Очевидно, функционал будет работать и дальше. Это созвучно бизнес-целям маркетплейсов в конкуренции за покупателя. Но мне кажется, для всех платформ фатально, когда большое количество селлеров решается совершить побег. А предпосылки к этому возникают одна за одной.
Я веду телеграм канал о маркетплейсах, если вам было интересно читать, приходите в гости.
Спасибо за внимание!