Кратко об аукционах современного искусства в России.
Сегодня в гостях у арт-сообщества Балаганчик искусствовед, аукционист Екатерина Ищук. Мы поговорили о том, как устроены аукционные дома; какие виды аукционов бывают; как можно продать свои работы или купить новые; разобрали терминологию аукциониста, и выяснили где найти экспертов-оценщиков. Говорить будем только про российские аукционы, так как Екатерина работает именно в этом секторе.
Аукционный дом - как некая торговая оффлайн или онлайн точка, имеющая доменное имя в интернете, и способная торговать предметами искусства. Аукционные дома могут быть при галереях, иметь корнеры в торговых центрах или отдельный офис.
Начнем с основ аукционного бизнеса – терминологии:
Комитент – в нашем случае, автор или коллекционер, кто отдает на хранение свои работы, с целью дальнейшей их продажи аукционным домом, на заранее обговоренных условиях.
Заочный бид – ставка без личного присутствия. Когда человек доверяет аукционисту делать за него ставку не превышающую указанную сумму денег.
В профессиональной среде, существует «5 цен аукциона»:
- Старт - стартовая цена лота.
- Резерв – сумма ниже которой комитент не готов расстаться со своей работой.
- Эстимейт – оценочная стоимость работы. Как правило, без указания точной суммы, а в небольших пределах от и до.
- Цена молотка – сумма, которая звучит перед словом «продано».
- Итог – конечная сумма сделки с учетом стоимости работы, аукционного дома, аукциониста, а также возможной доставки, и пенни, в случае просрочки хранения.
Структура аукционных домов и принцип покупки работ.
Многие современные аукционные дома не имеют собственного помещения - они распространяют свой бизнес в интернете. И вовсе необязательно иметь огромную команду для работы с продажей произведений искусства.
Принцип действия у всех домов практически идентичный, со своими нюансами в каждом из них. В первую очередь, аукционный дом – это посредник, кто помогает художнику или коллекционеру найти своего покупателя. За свою работу аукционный дом взимает комиссию, установленную в рамках конкретной компании.
Существуют два типа аукционов: голландский и английский. Отличие в том, что первый из них идет на понижение цены от максимальной до желаемой, в то время как в России аукционы созданы по английскому принципу «на повышение» - от минимальной цены, иногда от рубля, и до Эстимейта и выше, когда выигрывает большая ставка. Необходимо понимать, что аукционные дома стремятся продать работы, достигшие хотя бы нижней границы Эстимейта. В противном случае работы могут быть сняты с аукциона с возвратом владельцу.
Ставки можно делать лично в зале, если такой имеется у аукциона; в режиме реального времени по телефону, во время проведения торгов, а также заочные ставки по телефону, с указанием максимально желаемой суммы денег.
После успешного закрытия торгов есть возможность выкупить работу в течение определённого времени, установленного аукционным домом. Количество дней прописано в договоре, и определяется каждым домом самостоятельно. По истечении срока будущий владелец обязан заплатить пени, в указанной по договору сумме по сроку просрочки. Начисление пени идет раз в сутки.
В случае если вы планируете заказать доставку до дома, необходимо учесть все расходы заранее. По вопросам расчета примерной цены обратитесь к сотрудникам аукциона. Бывает так, что стоимость работы может оказаться заметно ниже транспортировки.
Самые известные в России аукционные дома, где можно купить или продать работы:
Bidspirit – в настоящее время самый крупный аукционный портал, где представлено множество аукционных домов.
ARTinvestment – один из самых старых домов.
АртСреда – молодой аукционный дом.
VLADEY Space – торгуют на собственной платформе. Начало всех торгов со 100 евро.
Аукционный дом Знакъ.
Книжная полка на Елоховском – дом, где сейчас работает наш гость Екатерина Ищук.
Литфонд – крупный аукционный дом с широким спектром продаваемых предметов искусства. Здесь все торги начинаются с 1 рубля.
Что делать если вы надумали продать какую-то работу?
Начните с детального изучения аукционных домов: посмотреть, как продвигают работы, какой порядок цен, какая целевая аудитория, участвует ли дом в крупных арт-мероприятиях. Также необходимо узнать оценочную стоимость работы. Для этого существуют эксперты, которых приглашает дом для оценки произведения. Бывает и так, что при желании отдать свою работу на аукцион её сначала проверит искусствовед, и решит стоит ли приглашать для оценки эксперта. Решение зависит от интереса к конкретному стилю и от запрашиваемой цены владельца. Аукционному дому не выгодно брать работы, которые они скорее всего не смогут продать.
В основе оценки произведения закладывается средняя стоимость рынка похожих работ; время, затраченное на создание работы; сложность; репутация художника; уникальность; сколько денег вложено в создание работы.
Обращаться в центры стоит не только для оценки произведений искусства. Если вы хотите путешествовать с картиной, нужно обратиться с просьбой «оформить разрешительные документы на перемещение произведения искусства». Такая процедура необходима для подтверждения того, что работа не признана культурной ценностью, и её спокойно можно вывезти за пределы страны. После оценки экспертом, у вас будет возможность застраховать работу на соответствующую сумму денег – это в ваших же интересах, в целях предосторожности.
Где найти экспертов для оценки работ?
НИНЭ имени П.М. Третьякова
Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина
Центр имени академика И.Э. Грабаря
Это лишь примеры самых известных мест. Все прочие можно легко найти, если вбить в поиске «центр художественной экспертизы».
Несколько советов новичкам аукционного бизнеса:
Локация имеет важное значение для будущих покупателей. Поэтому перед тем как регистрировать бизнес, учитывайте все возможные факторы комфортного расположения. Пешая доступность от метро – как один из важных нюансов, так как многие предпочитают данный вид транспорта, и, часто размер и вес работы затрудняет перемещение от аукциона до дома. Необходима также достаточная площадь для размещения гостей, для тех, кто любит делать ставки в живую.
Чаще всего аукционные дома расположены в пределах исторического центра Москвы.
Существует перечень площадок для продвижения аукционных домов. Можно покупать рекламу даже в Одноклассниках, в ВК и Телеграм каналах.
Дорогие работы известных художников можно выставлять на продажу в качестве рекламной акции для развития бизнеса. Даже если цена работы выше, чем нынешний спрос на рынке, это станет лишней рекламой в интернете, красуясь на обложке вашей компании.