Исследование: продажи сигарет в несетевой рознице упали в мае на 15%

Как наверстать упущенное, разбираемся на данных аналитики ИТ-компании «Эвотор».

Исследование: продажи сигарет в несетевой рознице упали в мае на 15%

Продажи сигарет во время пандемии

По данным ИТ-компании «Эвотор», продажи сигарет в несетевой рознице по России упали в натуральном выражении в апреле на 8% и в мае на 15% по сравнению с прошлым годом. Причем в Москве традиционная розница от режима ограничений пострадала сильнее. В апреле через несетевую розницу было продано на 54% меньше сигарет, чем в прошлом году, а в мае на 44%.

Причина простая ― табак во многих регионах не вошел в список непродовольственных товаров первой необходимости. Специализированные табачные лавки по закону не могли работать. Например, в Москве табачная розница простояла закрытой два месяца ― до 1 июня. На первой нерабочей неделе в целом по России не работало 28% специализированных табачных магазинов, к концу апреля — 20%, а в июне — 15%. То есть часть точек закрылась и по разным причинам не спешит открываться. Закрылась также часть алкомаркетов и несетевых супер- и минимаркетов, в ассортименте которых есть табак.

Исследование: продажи сигарет в несетевой рознице упали в мае на 15%

Как следствие, курильщики стали чаще покупать сигареты в супер- и гипермаркетах и про запас. Так, в апреле среднее количество пачек в покупке было выше, чем обычно ― 2,8 против 2,5 в среднем за ноябрь 2019-март 2020.

В Москве наблюдалась та же тенденция. Если в среднем москвичи покупали 1,9 пачки (ноябрь 2019 ― март 2020), то в апреле ― 2,5.

Исследование: продажи сигарет в несетевой рознице упали в мае на 15%

Готов ли малый бизнес к маркировке сигарет?

С 1 июля 2020 года в России запрещен оборот немаркированных сигарет. Мелкая розница сейчас активно сбывает немаркированные остатки перед “дедлайном”. Пока сигареты нельзя самостоятельно промаркировать, как обувь, и после 1 июля их невозможно будет продать.

В мае доля маркированной продукции в продажах сигарет, по данным онлайн-касс «Эвотор», составила только 21%, хотя еще в октябре 2019 года доля маркированного табака была на уровне 34%. В середине июня только 37% магазинов при продаже сигарет сканировали код Data Matrix.

Исследование: продажи сигарет в несетевой рознице упали в мае на 15%

По данным онлайн-касс «Эвотор» на 25 июня, 54% несетевых магазинов с табачным ассортиментом готовы к продаже маркированной продукции: они подключены к системы «Честный знак» и подготовили свое оборудование. Самый сложный процесс для розничных продавцов ― это переход на электронный документооборот.

Маркировка табака для розницы ― 5 шагов

  1. Зарегистрируйтесь в системе Честный ЗНАК в качестве участника оборота.

  2. Подготовьте оборудование ― обновите кассовое ПО и прошивки и установите приложения для маркировки.

  3. Проверьте 2D-сканер на корректное сканирование кода Data Matrix?

  4. Подключите электронный документооборот, настройте получение товара с помощью электронных накладных (УПД). Получение документов в ЭДО ― бесплатно.
  5. Поручите ОФД передачу кодов маркировки в Честный ЗНАК при продаже товара.

Внедрение маркировки табака в итоге приведет к автоматизации малого бизнеса. Да, если вы вели бизнес “на коленке”, с калькулятором и тетрадкой — это не так просто, нужно разобраться. Но автоматизация помогает рознице выстроить и оптимизировать бизнес-процессы: учитывать остатки, планировать поставки и контролировать сотрудников.

“Успеет ли малый бизнес к 1 июля? По опыту кассовой реформы и внедрению маркировки обуви предприниматели всегда откладывают освоение новых инструментов “до последнего”. Скорее всего, табачники будут массово обновлять оборудование и в течение июля”.

Вячеслав Предыбайло, директор по маркировке “Эвотора”

Контрабанда вне закона

Две ключевые задачи маркировки табака ― прозрачность и легализация торгового оборота и борьба с контрабандой и контрафактом. По оценкам Kantar TNS, основные поставщики нелегальных сигарет в Россию ― Белоруссия, Казахстан и Армения. В январе 2020 года, по данным Эвотора, нелегальные белорусские сигареты продавали 3% магазинов несетевой розницы с табачным ассортиментом, а их доля в общих продажах сигарет составила не менее 1,1%, в некоторых регионах она доходила до 22%.

Но доля всего нелегального табака намного выше ― такой товар не идет через кассу. По данным Nielsen, доля контрафактной табачной продукции в России в третьем квартале 2019 года достигла 15,6% от всего объема продаж, что на 7,2 п.п. выше, чем за аналогичный период 2018 года.

Контрабандные белорусские сигареты вдвое дешевле, чем российские, а их продавцы оказываются в более выгодном положении, чем те, кто работает по закону. Пока не попадутся. Маркировка табака должна привести к снижению нечестной конкуренции.

77
12 комментариев

Комментарий недоступен

7
Ответить

я бы лучше озаботился вопросом, как снизить продажи сигарет еще на 50%

4
Ответить

работаю над этим

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

 Речь ведь не про бросивших :) Действующих курильщиков хватает, просто они перешли либо на серые сигареты подешевле, либо покупают в сетевой рознице.  

Ответить

чудовищный заголовок, малограмотная статья, люди из эвотара как будто попросили секретаря в перерыве между ответами на почту, накатать статью на VC. заголовок должен быть хотя бы в стиле "борьба с нелегальной табачной продукцией - статистика и анализ перспектив от компании эвотар". "прозапас" в вашем случае - наречие, пишется слитно, знак вопроса в третьем пункте "пяти шагов" - вы его читателям обращаете?

1
Ответить

лайк, братюнь.

1
Ответить