Уроки коронакризиса: чему пандемия научила бизнес

Пандемия коронавируса больно ударила по экономике. От нового кризиса пострадали даже те компании, благополучие которых до этого не вызывало ни у кого сомнений. Сегодня я хочу поговорить о том, какие проблемы бизнеса обнажила ситуация с пандемией и, соответственно, какие выводы компании должны сделать из этого кризиса.

CloudPayments
CloudPayments

Переход в онлайн — объективная реальность современного рынка

Тренд на цифровую трансформацию наметился уже давно, и пандемия Covid-19 в значительной мере ускорила этот переход. В период ограничений, связанных с коронавирусом, спрос из офлайна массово переместился в онлайн. Существенно вырос интерес со стороны онлайн-ритейлеров из сегмента МСП на услуги электронной коммерции. Это не просто заявление — мы активно работаем с МСП, их доля в нашем портфеле — 60%, и, действительно, видим на рынке растущий интерес к этой теме: только за период самоизоляции, доля МСП в нашем портфеле выросла на 12%. Те, кто не принимал платежи банковскими картами в сети Интернет, начали в срочном порядке выходить в онлайн и внедрять интернет-эквайринг. При этом значительный рост запросов на подключение интернет-эквайринга наблюдался не только со стороны малого и среднего бизнеса, но и крупного бизнеса в том числе.

Для многих компаний развитие онлайн-составляющей бизнеса стало залогом выживания в кризис. Ведь, если у компании есть надежный инструмент для приема платежей в онлайне, дальше можно придумать множество простых способов остаться на плаву несмотря на ограничения. Например, меня очень удивила бьюти-индустрия, которая по идее вообще должна была замереть на период карантина. В условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса, посетить мастера очно стало невозможно, но желание клиентов выглядеть хорошо осталось, и многие салоны ввели необычную онлайн-услугу: на дом клиенту доставлялось все необходимое для проведения косметологической процедуры, а мастер в онлайне рассказывал, как делать ту или иную процедуру.

Удобство и безопасность онлайн-торговли оценили и покупатели: оплата в один клик и бесконтактная доставка. Поэтому и после отмены ограничений мы видим, что онлайн-рынок продолжает расти и развиваться. Поэтому компаниям стоит подумать над тем, что переход в онлайн - объективная реальность современного рынка.

Ставка на честность и продукт

Любой кризис — это всегда «проверка на вшивость». И если ты — «мыльный пузырь» пусть даже очень большой, рано или поздно ты лопнешь. Данный кризис не стал исключением. Показательный пример — нашумевший скандал с одной из крупнейших немецких финтех-компаний Wirecard. Аудиторы не смогли найти около 1,9 млрд евро на счетах компании, что привело к ее банкротству. При этом компания в течение многих лет позиционировала себя как успешный и прибыльный бизнес. Но, как выяснилось, обманным путем: были раздуты продажи и прибыль. Сейчас Wirecard должна кредиторам 3,2 млрд евро.

Кейс Wirecard учит тому, что бренды должны стать «прозрачными» в отношении своих клиентов, партнеров, инвесторов, своих продуктов и своих ценностей. И для компаний

эта прозрачность уже давно выходит далеко за рамки обязательства просто раскрывать финансовые показатели. Глобальная цифровизация дает доступ к разного рода информации о компании: репутации, производительности, корпоративном и социально значимом поведении бизнеса. Поэтому бизнесу необходимо все больше внимания уделять качеству продукта, легитимности деятельности, а также не забывать о подушке безопасности, которая может помочь безболезненно пережить сложные времена, сохранив бизнес и сотрудников.

Все это должно стать частью ДНК современных компаний как для собственной устойчивости и конкурентного преимущества, так и для обеспечения здоровой бизнес-среды.

Диверсификация бизнеса — залог выживания

Во время этого кризиса больше всего пострадали те компании, которые концентрировались на каком-то одном продукте или одном рынке. И если рынок этого продукта значительно пострадал от коронавируса, то такие компании в лучшем случае терпели большие убытки, в худшем — вынуждены были закрыться. Приведу пример: некогда успешный гигант краткосрочной аренды жилья Airbnb очень сильно пострадал из-за ограничений на передвижение из-за пандемии. В результате, компании пришлось уволить 25% сотрудников.

Поэтому еще один урок — не кладите все яйца в одну корзину. Именно диверсификация бизнеса сможет уберечь компанию во время кризисов и потрясений за счет переключения мощностей в те сферы, которые наименее пострадали в сложный период.

Эффективность работы на «удаленке»

Пандемия коронавируса привела к тому, что многие компании уже в марте перевели большинство сотрудников на «удаленку». И тогда, в самом начале, остро стоял вопрос, смогут ли люди работать из дома также эффективно, как в офисе. Результаты превзошли ожидания: при грамотной организации рабочего процесса эффективность сотрудников на удаленке выросла, а компании получили возможность сэкономить на арендных платежах за счет отказа от части офисных помещений.

В итоге, многие компании планируют оставить часть сотрудников на «удаленке» и после окончания пандемии, а некоторые бизнесы полностью отказались от офисов, оставив только удаленный формат работы.

1010
4 комментария

Бизнес ссыт оставлять сотрудников (планктон) на удаленке. Будут пытаться вернуть все на прежние рельсы (многие говорят что это практически невозможно). Нужен Covid 2020 чтобы усвоить урок и понять, что людям и самому бизнесу нужна удаленка. 

Ответить

Удаленно нужно уметь работать. Не все умеют.
Если человек живет не один, то удаленная работа превращается в абсолютный атас.

1
Ответить

Я знаю много компаний, которые полностью или частично оставили удаленку. К примеру, оставили на удаленке часть сотрудников или дали возможность работать удаленно несколько дней в неделю. Так что процесс идет.

Ответить