Что такое фулфилмент и как он меняет рынок e–commerce
Википедия определяет фулфилмент как «комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки», а Сбер как «комплекс логистических услуг B2B в сфере дистанционной торговли».
В статье мы проясним простыми словами, что такое фулфилмент, и как он работает на примере маркетплейсов и логистических компаний.
Почему возникла необходимость в фулфилменте
Сегодня перед продавцами стоит задача не просто организовать обработку и доставку товаров, но и приспособить её к условиям онлайн–продаж. С покупателями всё просто — для них приобретение интересующих вещей превратилось в простую и приятную процедуру, организованную по принципу «не вставая с дивана». Но продавцы интернет–магазинов должны приложить куда больших усилий:
- Необходимо найти складское помещение.
- Своевременно укомплектовать и упаковать груз.
- Организовать доставку.
- Провести возврат в случае отмены покупки.
Онлайн–продавцы крафтовой продукции, работающие на дому, делают всё это в квартире или мастерской своими силами. Но если бизнес уже вышел за рамки изготовления штучных изделий под заказ, выгоднее переходить на маркетплейсы. На этой стадии и возникает необходимость в фулфилменте.
Кто может заниматься фулфилментом
Подготовкой и доставкой товаров может заниматься как продавец, так и оператор фулфилмента — компания, отвечающая за складирование, упаковку, маркировку и перемещение грузов. Выполнить всю обработку самостоятельно довольно сложно, поэтому селлеры передают эту задачу (или её часть) сторонней организации.
Нанятая компания может предложить и выполнить весь спектр услуг. Маркетплейс ограничится только доставкой и складированием, хотя в плане транспортировки возможности торговой площадки намного превосходят любого другого оператора. Таким образом, зоны действия операторов фулфилмента и маркетплейса хоть и не полностью, но пересекаются, поэтому поставщикам приходится выбирать оптимальный для себя вариант.
Схемы фулфилмента
Выбранный оператор может брать на себя полный цикл обработки, то есть сборку на складе, упаковку, маркировку, логистику до пункта выдачи или в руки клиенту. Здесь задача селлера максимально упрощается, но он практически не не контролирует свой товар.
Чаще встречается схема с фулфилментом на определённом участке логистической цепочки. Например, оператору можно поручить доставку с собственного склада на площадку маркетплейса или до покупателя — объём операций определяет продавец.
Что такое FBS и FBO фулфилмент
Термины–аббревиатуры определяют разные способы обработки товаров. Рассмотрим каждый подробнее.
Сокращение FBS идёт по первым буквам Fulfillment By Seller или со стороны продавца. По этой схеме селлер держит товары на своём или арендованном складе до завершения оформления заказа через платформу электронной коммерции. Далее, чтобы не мучиться с каждой поставкой, продавец часто поручает FBS стороннему фулфилменту. Оператор комплектует, упаковывает и маркирует каждое отправление, после чего доставляет груз на склад маркетплейса. После этого площадка перемещает товар в пункт выдачи или непосредственно клиенту.
Работы много, но в некоторых случаях она себя оправдывает. FBS подходит, если:
- Грузы относятся к габаритным или требуют специальных условий хранения.
- Продавец тестирует новый продукт, чтобы понять, как его воспримет покупатель, какими будут расходы и продажи.
- Склады селлера находятся рядом с хранением маркетплейса, то есть можно оперативно поставлять продукцию под заказ.
В схеме FBO (Fulfillment By Operator) все операции, связанные с оборотом товарных позиций, берёт на себя маркетплейс. От продавца требуется заполнить заявку, упаковать товары по правилам и поставить на удобный для себя склад в согласованные сроки. В варианте FBS комиссия меньше, однако большинство селлеров пользуются услугами FBO.
Почему работать с оператором фулфилмента выгодно:
- Онлайн–площадки постоянно пересматривают правила. Собственноручно отслеживать и реагировать на все изменения невозможно. Например, продавец, работающий по FBS, должен поставить товары на склад Вайлдберриз в течение 120 часов, иначе заказ снимается, а это убытки. за любую путаницу при отправке оплачивается штраф плюс обратная логистика. Новые правила вводятся регулярно.
- Если груз оформлен не по требованиям, его не примут на склад, то есть доставка задержится и возрастут расходы.
- Покупатели могут отреагировать на затянутые сроки снижением оценок. Низкий рейтинг ухудшает продажи, приводя к затовариванию и новым расходам.
Если у продавца более 2–3 позиций, вероятность ошибок возрастает. В этом случае делегирование задачи оператору, предоставляющему услуги фулфилмента для маркетплейса, становится единственно правильным выходом из положения.
Плюсы и минусы работы через оператора фулфилмента
Перепоручение обработки товаров сторонней компании даёт продавцу несколько преимуществ:
- Экономию сил и времени: избавившись от рутины, селлер высвобождает ресурсы на развитие бизнеса и уменьшает собственные расходы, связанные с ошибками и задержками по доставке.
- Рост бренда: отлаженная цепочка поставок даёт хорошие рейтинги, привлекая внимание к предложению и магазину.
- Сокращение складских расходов: грузы можно доставлять напрямую от поставщика оператору, который будет всё комплектовать и упаковывать. С одного склада можно работать и по FBO, и по FBS. Такие услуги предлагают компании LPS Pack, FULEX, Team Deem.
- Обработку по принципу «всё включено»: оператору можно поручить не только упаковку и логистику, но и сопутствующие операции. Например, Skladbot берётся за составление карточек и продвижение продукции, а Fulmart помогает с запуском продаж.
- Упрощённое взаимодействие: работу «в одно окно» предлагают операторы Atico и «Бета ПРО». В этом случае селлер получает своего менеджера, оперативно реагирующего на задачи.
Наряду с достоинствами в услуге фулфилмента есть недостатки:
- Человеческий фактор: оператор также допускает ошибки, связанные с маркировкой, упаковкой, доставкой и передачей отправлений покупателю.
- Охват: в столице и крупных городах с операторской сетью всё в порядке. В регионах с поиском хорошего исполнителя могут возникнуть проблемы.
- Оплата услуги: для небольших магазинов расходы на оператора могут съесть всю прибыль.
Для того чтобы работа с маркетплейсом приносила доход, важно правильно оценить свои финансовые возможности и выбрать подходящую схему фулфилмента.
FBO или FBS? Кому и что подходит
Площадки предлагают разные типы взаимодействия. Это может быть размещение груза на хранение, обработка заказов, логистика, ведение документооборота и даже обратная связь с клиентами. От набора услуг зависит схема и расходы на сотрудничество.
В таблице приведены примеры ситуаций, которые помогут с выбором наиболее подходящих условий для вас по разным типам фулфилмента.
Как фулфилмент влияет на e–commerce
Сегодня на рынке конкурируют не только селлеры, но и маркетплейсы за самих продавцов. Торговые площадки предлагают разные варианты взаимодействия, стараясь привлечь на свою платформу и мелкий, и крупный бизнес.
Логистические компании также не остались в стороне. Они сумели встроиться в сложную схему онлайн–продаж и заняли нишу оперативных помощников в организации доставки. Ряд компаний готовы выполнить сопутствующие операции, в том числе продвижение продукции и запуск продаж.
Для продавцов фулфилмент также оказался идеальным решением, поскольку предложение охватило весь спектр услуг, связанных с движением товаров. Логистику и часть дополнительных услуг можно переложить на оператора. После оформления заказа в интернет–магазине компания–помощник запускает цепочку шагов, связанных с комплектацией, маркировкой, упаковкой и распределением отправлений. Возвратами и рассмотрением жалоб также может заниматься оператор. В результате продавец получает возможность полностью или частично освободить себя от рутины и сосредоточиться на развитии бизнеса.
Услуга фулфилмента делает интернет–торговлю более эффективной и выгодной для всех участвующих сторон, что привлекает в систему новых пользователей и способствует развитию электронной коммерции.
Статья оказалась полезна? Поставьте лайк, подпишитесь на наш канал, чтобы увидеть больше полезных материалов. Есть вопрос? Оставьте его в комментарии.