Почему готовые WMS становятся популярными при торговле на маркетплейсах?

Что такое WMS, чем это поможет селлеру и фулфилмент-оператору, а также почему готовое решение лучше заказного.

Почему готовые WMS становятся популярными при торговле на маркетплейсах?

Наверняка многие слышали, что российский рынок электронной коммерции развивается огромными темпами.

По информации Data Insight до 2028 года рынок интернет торговли в России будет расти от почти 40 до 15,5% ежегодно и с текущих 10,9 трлн. достигнет 24,5 трлн. рублей.

Учитывая, что по прогнозам Oborot.ru в 2024 году ожидается рост числа селлеров до 700 тысяч (55% год к году), на рынке появится много начинающих участников, которые без быстрого освоения специфики технологии онлайн-торговли не смогут выдержать все более усиливающуюся конкуренцию.

📌 Единственный выход выжить – быстро оторваться от конкурентов через знание статистики, управление маркетингом и снижение расходов через автоматизацию бизнеса.

Очевидно, что при расширении торговли необходимо не только правильно управлять поставками товаров, но и своевременно планировать их закупку, учитывать затраты на хранение и доставку, а также внимательно следить за оборотным капиталом.

📌 С частью указанных выше задач и помогают справляться программы управления складом (Warehouse Management System – WMS).

К сожалению, несмотря на все более возрастающую потребность, из множества вариантов WMS практически отсутствует программное обеспечение, соответствующее специфике требований маркетплейсов.

Тем не менее, как говорится, «свято место пусто не бывает» и на рынке уже появились готовые решения, учитывающие специфику работы с маркетплейсами.

Чтобы не быть голословным, дальнейшее повествование продолжу на конкретном примере уже ставшего популярным среди участников онлайн-торговли решения от TS WMS.

TS WMS – это облачная система управления товарами, разработанная специально для селлеров и фулфилмент-операторов, участвующих в торговле на маркетплейсах, как на условиях FBO (Fulfillment by Operator), так и для поставок FBS (Fulfillment by Seller).

Здесь, чтобы сгладить разницу в терминологии пользователей и профессиональных программистов хотел бы сразу уточнить, что ИТ-специалисты используют три варианта классификации программного обеспечения (ПО):

1. Облачный софт – полностью готовое к использованию программное обеспечение, которое находится на внешних серверах и поддерживается разработчиком;

2. Коробочное решение – готовое ПО, размещенное на внутренних серверах покупателя с возможностью модернизации под собственный бизнес и поддерживаемое силами пользователя;

3. Заказная или кастомная разработка - программное обеспечение, создаваемое по индивидуальному техническому заданию и являющееся собственностью заказчика. Может разрабатываться как внешними, так и собственными разработчиками, как с нуля, так и с использованием отдельных блоков имеющихся разработок.

Обычные же пользователи часто объединяют коробочные и облачные решения, понимая их как готовое ПО.

Исходя из того, что разработчики часто дают возможность выбора между облачной и коробочной версиями продукта, такое объединение для пользователей, на мой взгляд, вполне справедливо.

Что дает селлеру и фулфилмент-оператору использование WMS?

Безусловно, пока у вас небольшой бизнес, вы вполне можете обойтись Excel-табличками, но с увеличением продаж начинают проявляться сложности:

  • Для формирования поставки невозможно найти товары, которые вроде бы точно есть на складе;
  • Появляются штрафы за пересорт;
  • Непонятны остатки на складах;
  • Планирование закупок становится архисложным мероприятием;
  • Излишки товаров на маркетплейсах внезапно начали генерить расходы за хранение;
  • При поставках на условиях FBO начинает катастрофически расти объем замороженных в товаре средств;
  • В пик сезона маркетплейс поднял тарифы логистики на 200%, а вы не готовы к поставке на FBS;
  • Работники перестают успевать с подборками товаров;
  • Сложно рассчитать зарплату складским сотрудникам за сделанную работу;
  • Невозможно оценить реальную себестоимость и максимально допустимую скидку на товар по акции;
  • Прибыльность бизнеса падает;
  • и многое, многое другое…

А про фулфилмент-операторов я здесь вообще не говорю, т.к. качественно вести свой бизнес без автоматизации просто невозможно.

Со временем селлеры начинают задаваться вопросом, как решить наступающий вал проблем, автоматизировать основные процессы торговли и фулфилмента, повысить свою рентабельность и, в конечном счете, выиграть конкуренцию на маркетплейсах.

К сожалению, готовые решения здесь не подходят, т.к. кроме стандартных требований 3PL операторов распределительных центров, для использования на маркетплейсах требуется дополнительный функционал, связанный со спецификой торговли.

Таким образом, рано или поздно все продвинутые участники рынка приходят к необходимости использования нишевых WMS, предназначенных именно для маркетплейсов.

Для селлеров обычно необходимо:

  • Адресное хранение;
  • Полный учет не только хранения, но и перемещения товаров на склады маркетплейсов с возможностью полной и частичной инвентаризации;
  • Широкая вариативность приемки и учета по срокам годности, упаковкам и единицам хранения;
  • Учет остатков товара на собственных складах;
  • Контроль остатков на маркетплейсах и складских затрат при поставках по FBO;
  • Возможность поставки заказов по FBS, учет транспортных затрат и контроль качества сборки в соответствии со спецификой операторов;
  • Управленческая отчетность по оборачиваемости товара, себестоимости логистики и хранения на складах операторов;
  • Работа с Честным знаком;
  • Обработка рекламаций и возврата товаров;
  • Расчет сдельной оплаты персоналу;
  • Интеграция с маркетплейсами, службами доставки и с бухгалтерскими программами.

У фулфилмент-операторов, кроме всего, что нужно селлерам, запросы несколько шире:

  • Организация личных кабинетов для клиентов;
  • Документальная фиксация заданий заказчиков;
  • Тарификация услуг фулфилмента и автоматизация выставления счетов (биллинг);
  • Управление несколькими складами;
  • Возможность программного и физического разделения товаров различных клиентов;
  • Рекомендации по размещения товаров на складе;
  • Построение оптимального маршрута сборки заказов;
  • Учет расходных материалов;
  • Управленческая отчетность по производительности сотрудников, занимаемому объему и оборачиваемости товаров, рентабельности и ценности клиентов.

Кроме специфики для обслуживания бизнеса, качественное расширение требований фулфилмент-операторов обусловлено еще и тем, что это очень конкурентный бизнес, где выживают только технологичные компании с высоким качеством сервиса и минимальными издержками.

Немного о заказных WMS.

Заказные WMS, безусловно, могут обеспечить такой функционал, но сделано это будет скорее всего в индивидуальном порядке, за несколько месяцев и за стоимость, превышающую годовое использование готового софта. Традиционно такая схема будет работать даже если у поставщика вдруг уже будет в наличии готовый модуль, который нужно только интегрировать в общую архитектуру.

Кроме стоимости разработки, здесь необходимо еще учитывать и обязательную поддержку в рабочем состоянии, которая обычно тоже обходится недешево.

Согласно исследованию журнала «Логистика 360» из крупных поставщиков лишь 25% являются моно-вендорами WMS. Исходя из реалий рынка на фоне дефицита ИТ-специалистов, рискну предположить о наличии косвенных рисков, что в какой-то период развитие WMS для оставшихся 75% компаний не будет являться первостепенным приоритетом со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Кроме того, по различным причинам текущие поставщики заказных WMS далеко не всегда могут реализовать требования заказчика о сроках, функционалу и бюджете конечного продукта.

А, как вы знаете, вендоры многих зарубежных поставщиков софта мирового уровня, вообще уже ушли из РФ оставив пользователей без поддержки и со всеми, истекающими отсюда проблемами:

  1. Сложности с оплатой. Даже, если вы найдете вариант переводов, то провести их официально через бухгалтерию для снижения налоговой базы вряд ли получится.
  2. По уже сложившейся традиции нет гарантий что владелец сервиса не передумает завтра оказывать услуги на территории РФ, с чем все уже сталкивались не один раз.
  3. Согласно текущему законодательству РФ (ч.5 ст. 18 Федерального закона от 27.0772006 №152-ФЗ) оператор просто обязан обеспечить хранение персональных данных граждан Российской Федерации на ресурсах, находящихся на территории российской Федерации. Как вы понимаете, в случае нарушения законодательства есть риск закрытия доступа к системе по решению Роскомнадзора в любой момент.

Правда, эти сложности мы вполне сможем пережить, т.к. уже есть масса хороших российских разработчиков заказных WMS, таких как Axelot, Yolka, InStock, TopLog и т.п.

Надежность облачных решений

Если взять TS WMS, как пример российской коробочной разработки, то здесь вся IT инфраструктура размещена на ресурсах Selectel - ведущем российском провайдера IT -инфраструктуры (текущие клиенты хостинга AmoCRM, X5 Group, Самокат, 2ГИС, Перекресток, Амедиатека и многие другие), что соответствует и современной информационной безопасности, и законодательству РФ.

А для тех, кто еще сомневается в безопасности своей информации на облачном софте, полезно будет узнать – в TS WMS каждый клиент изолирован от других на уровне баз данных, что повышает надежность сразу по двум составляющим:

  • Безопасность.

    Благодаря такому разделению, даже если (гипотетически) в коде будет обнаружена уязвимость, ни один клиент не сможет получить доступ к данным другого клиента.

  • Нагрузка.

    В случае если клиент начинает создавать повышенную нагрузку на кластер серверов БД, он переносится на менее загруженный или новый кластер.

Серверы, обеспечивающие работоспособность непосредственно WMS системы зарезервированы таким образом, чтобы не иметь единой точки отказа - выход из строя части оборудования не повлияет на доступность WMS. Кроме того, каждую ночь делаются резервные копии и с серверов баз данных.

По статистике, подавляющее количество утечек данных и получений несанкционированного доступа происходит по причине кражи пароля непосредственно у пользователя, либо, если используется простой пароль, после его подбора.

Чтобы исключить эти риски, в TS WMS используется идентификация по одноразовым кодам, которые отправляются на зарегистрированную почту и вводятся после ввода логина пользователя. А при неуспешной попытке будет выслан новый код, что полностью исключает подбор пароля для взлома.

Сравнение заказных WMS и готовых решений для работы с маркетплейсами

📌 Исходя из того, что среднестатистический участник торговли на маркетплейсе зачастую не знает технологию и не располагает большими бюджетами, обычно у него возникает два основных требования к автоматизации:

  1. Стоимость установки и эксплуатации;
  2. Срок готовности системы к практическому использованию.

Если сравнить варианты подходов выбора WMS по основным требованиям заказчиков, то получается практически безоговорочная победа готового решения над заказной WMS:

  • Исходя из логики затрат на разработку и установку, стоимость готовой версии любого продукта всегда гораздо дешевле индивидуального заказа. Причем независимо от того, будут ли использованы внутренние ресурсы или внешний разработчик;
  • Готовые версии WMS в своем составе имеют основанные на лучших практиках рынка все основные функции для работы с маркетплейсами и при получении допуска уже готовы к эксплуатации;
  • Для обучения сотрудников отработанным бизнес-процессам достаточно письменных или видеоинструкций, которые практически всегда есть в наличии у готовых решений.

Надо отдать должное заказным WMS – возможность выбора функционала у них гораздо шире готовых версий, но:

  • Это требует дополнительных дорогостоящих настроек;
  • Для реализации настроек необходимо грамотное техническое задание, которое может быть лишь у опытного пользователя, которыми не являются ни большинство селлеров, ни начинающих фулфилмент-операторов;
  • Даже наличие грамотного ТЗ потребует от разработчика дополнительных человеко-часов, которые затянут внедрение на продолжительное время.

На своем личном опыте могу сказать, что эксплуатация на протяжении многих лет собственного заказного софта с огромной практикой его использования не означает успешную настройку для маркетплейсов.

Не случайно крупные 3PL-операторы, работающие на мощных кастомизированных WMS испытывают серьезные сложности при запуске фулфилмента, как нового направления бизнеса.

Так, например, всем известный СДЭК долго строил свой собственный софт для фулфилмента, но в результате отказался от этой идеи и перешел на стандартное коробочное WMS-решение с кастомизацией от reWorker.

Отдельно хотел бы отметить, что исходя из политики постоянных доработок TS WMS, основанной на постоянном изучении обратной связи от пользователей, подписчики имеют потрясающую возможность по цене готовой версии получить доработки «под себя», но при условии, что они окажутся востребованы другими и потребителями.

Но здесь необходимо смириться, что в готовой WMS ваши «индивидуальные наработки» сразу же попадут в общий доступ. Справедливости ради можно сказать, что то же самое может произойти и с заказной системой, правда через гораздо более длительный период.

С другой стороны, используя «готовый софт» пользователь и сам может постоянно получать наиболее популярные и передовые доработки через регулярные обновления системы.

Как итог, для начинающего селлера или фулфилмент-оператора польза специализированной готовой WMS очевидна.

При отсутствии опыта взаимодействия с маркетплейсами, пользователь получает готовую систему, имеющую все основные бизнес-процессы, сформированные из лучших практик рынка.

📌 Кстати сказать, для начинающих селлеров у TS WMS есть особая опцияполностью бесплатная версия программы, позволяющая уйти от табличек Excel уже на старте бизнеса.

Далее, при понимании процессов и установке бизнеса «на рельсы» можно уже дорабатывать систему в частном порядке.

Наверняка у опытных участников рынка может возникнуть вопрос: «Как в ситуации использования одинаковых алгоритмов работы конкурировать на рынке?»

А вот тут уже вступают в силу индивидуальные компетенции управления бизнесом.

У кого-то это может быть качество и сроки подборки заказов, у кого-то обучение и подготовка персонала, а кто-то умеет работать с матрицей товара, правильно закупать и оптимизировать их хранение.

На мой взгляд, я изложил достаточно много аргументов о преимуществах готовых WMS для использования селлерами и фулфилмент-операторами при работе с маркетплейсами, но решать, конечно, вам.

Для большей наглядности более подробное сравнение по критериям представлено в приложенной таблице.

Основные отличия облачных, коробочных и заказных WMS систем

Почему готовые WMS становятся популярными при торговле на маркетплейсах?
11
Начать дискуссию