Проведение закупок по 223-ФЗ: предквалификационный отбор участников

Порядок осуществления конкурентной процедуры, проводимой в рамках Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, позволяет при проведении такой закупки включать в себя один или несколько этапов (ч. 24 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ). Больше норм, регламентирующих этапность, особенности их установления и т.п. в обычных конкурентных процедурах закон не содержит.

В рамках данной статьи рассмотрим один из возможных дополнительных механизмов конкурентной процедуры (этапов) – предварительный квалификационный отбор (далее – ПКО).

Проведение закупок по 223-ФЗ: предквалификационный отбор участников

Здесь необходимо сделать акцент на том, что речь пойдет об обычных конкурентных процедурах, а не о процедурах, проводимых среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП), для которых предусмотрены более жесткие нормы, регулирующие этапность в данных процедурах.

Так, в закупках, проводимых только среди СМСП, возможность проведения такого этапа как ПКО вообще не предусмотрена. ПКО – это оценка соответствия участников предъявляемым квалификационным требованиям, установленным заказчиком. В рамках проведения ПКО может осуществляться оценка специального опыта, финансового состояния, ресурсной базы и иных возможностей участников, необходимых для своевременного и качественного исполнения обязательств по договору.

Для начала следует отметить, что для того, чтобы иметь возможность использования ПКО заказчик должен установить это в своем Положении о закупке.

При включении в Положение о закупке регламента проведения данного этапа заказчики должны учитывать принципы Закона № 223-ФЗ и положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Также в случае использования данного механизма извещение и документация о проведении закупки должны содержать всю информацию по данному этапу: порядке и сроках его проведения, перечень предоставляемых информации и (или) документов и т.д.

Порядок проведения ПКО, как правило, предполагает:

– подачу заявок участниками;

– составление протокола, в котором отражаются результаты рассмотрения таких заявок комиссией заказчика, данный протокол размещается в общем доступе в ЕИС);

– составление по результатам такого отбора внутреннего реестра (списка, перечня) квалифицированных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (далее – Реестр).

В практике существует несколько вариантов использования данного механизма.

1. ПКО может представлять собой этап процедуры закупки, по результатам которой участник, соответствующий установленным требованиям, допускается к участию в такой процедуре.

2. ПКО может не являться этапом закупки, а работать как самостоятельный механизм.

В случае проведения ПКО, вне закупочной процедуры, он может проводиться как с ограничением срока подачи заявок, так и без него.

При проведении ПКО без ограничения срока, любой участник, соответствующий квалификационным требованиям, может в любой момент времени направить заказчику заявку с целью включения информации о таком участнике в Реестр после прохождения соответствующего отбора. Такие реестры могут действовать на протяжении различного промежутка времени: на одну закупку, на закупки определенной продукции в течение года с даты проведения ПКО, быть бессрочными и т.д. Как правило, по итогам проведения ПКО без ограничения срока протокол не составляется, а предусматривается составление уведомления, которое также размещается в ЕИС.

Проведение ПКО целесообразно проводить для дальнейшего выбора единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) из числа участников, включенных в Реестр.

Завершая, следует освятить практику использования ПКО, по результатам рассмотрения которой можно сделать вывод о правомерности проведения такого этапа в случае его соответствия нормам, закрепленным в Положении о закупке заказчика (решение ФАС России № 223ФЗ-113/19 от 30.01.2019, решение ФАС России № 223ФЗ-152/19 от 08.02.2019).

Также, например, Самарский УФАС России в решении от 22 апреля 2019 г. № 120-12795-19/7 сделал вывод, что предварительный квалификационный отбор не является закупкой и к нему не применяются требования Закона № 223-ФЗ, применяемые к конкурентным закупкам.

Но существует практика, когда действия заказчика при проведении ПКО были признаны незаконными. Заказчик оспаривал решение и предписание, связанные с обжалованием процедуры ПКО в целях отбора подрядчиков для выполнения комплекса работ, включая инженерные изыскания, проектные работы, оформление исходно-разрешительной документации, строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы и комплектацию оборудованием на объектах ремонта и обслуживания пассажирского подвижного состава общества в 2020-2024 годах.

Комиссия УФАС признала незаконным объединение ПИР, СМР, пуско-наладочных работ, комплектации оборудованием на всех объектах работ и обслуживания пассажирского подвижного состава работы, исходя из отсутствия оснований, при которых можно было признать такое объединение разных видов работ, обеспечения оборудованием при проведении ПКО соответствующим положениям п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ (принцип: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки).

Проведение последующих закупок среди закрытого перечня участников, отобранных по результатам ПКО, было признано необоснованным ограничением конкуренции. Незаконным УФАС посчитало также описание условия и критерия оценки в отношении опыта участника, требования к предоставляемым на участие в ПКО документам. Кассационный суд отказал в удовлетворении требований заказчика, указал на наличие нарушений Закона № 223-ФЗ. Постановление Арбитражного суда Московского ок руга от 29 июня 2021 г. по делу № А40-119631/2020.

1
Начать дискуссию