Изучаем отзывы селлеров на Озоне и разбираемся, подходит ли маркетплейс для старта своего бизнеса

Озон сейчас обсуждают все, кто хоть как-то связан с онлайн-торговлей. Одни нахваливают, другие критикуют. Естественно, меня не могли не заинтересовать такие противоречия. Так что изучив статистику (а она, надо признать, впечатляет: 370 млн товаров и +24% выручки за первый квартал 2024 года), я поняла что одними цифрами тут не обойтись. Нужны отзывы реальных продавцов на Озоне! Сказано - сделано. Так что теперь делюсь с вами инсайтами от своего мини-расследования.

Первый шаг: легче, чем кажется?

Итак, начать продажи на маркетплейсе не сложно. Регистрация бесплатная (да, вы не ослышались), занимает всего 15 минут - заполняете анкету, загружаете документы, ждете одобрения. И вуаля - можно загружать товары! Кстати, судя по отзывам селлеров, Озон уже на старте радует интересными решениями. Например, можно создавать видеообложки прямо в личном кабинете и даже генерировать фотографии товаров с помощью ИИ, что упрощает продавцам процесс создания карточки.

Продвижение и аналитика

Инструментов продвижения на площадке хватает: от условно-бесплатных акций до трафаретов и внутренней рекламы по модели оплаты за клики. Последняя неплохо подходит для тестирования разных товаров. Еще одна любопытная программа для продавцов Озона - это «Отзывы за баллы». Помогает и обратную связь получить, и рейтинг поднять (разумеется не бесплатно).

Что до аналитики, то и здесь маркетплейс не подкачал. Базовый набор инструментов позволяет отслеживать все ключевые метрики - продажи, просмотры конверсии, эффективности рекламных кампаний. Например, можно следить за позициями товаров в поиске и оперативно корректировать стратегию.

FBO или FBS - вот в чем вопрос

Одна из самых горячих тем вокруг Озона в отзывах селлеров - это логистика. Обычно выбирают между вариантами FBS и FBO. При FBS-модели товары хранятся у вас на складе, вы сами собираете заказы, а площадка занимается только доставкой. Звучит заманчиво, ведь не нужно платить за хранение и товар под контролем.

FBO на первый взгляд кажется дороже и сложнее. Однако пока я разбиралась в отзывах Озон-продавцов, обнаружила у этой модели ряд преимуществ. Во-первых, товары со складов маркетплейса доставляются покупателям гораздо быстрее и ранжируются в поиске лучше. Во-вторых, для некоторых категорий (например, одежды и обуви) действуют специальные условия: бесплатное размещение до конца 2024 года и сниженная комиссия 13%.

Еще один плюс FBO - возможность работать с кросс-докингом, что позволяет существенно оптимизировать логистику. Ну и судя по отзывам, новым селлерам Озон дает бонус - скидку 50% на кросс-докинг для поставок с высокой долей востребованных товаров.

Разбор полетов: что говорят продавцы?

Конечно, на одних цифрах и фактах далеко не уедешь. Так что окончательные выводы я решила делать по отзывам реальных продавцов, прошедших на Озоне огонь, воду и медные трубы.

Удобство, поддержка, обучение

Начнем с того, что многие хвалят удобный личный кабинет и приложение Озона. Также в своих отзывах селлеры отмечают и инструменты аналитики, которые помогают держать руку на пульсе и вовремя корректировать стратегию.

Изучаем отзывы селлеров на Озоне и разбираемся, подходит ли маркетплейс для старта своего бизнеса

Еще один плюс - доступность обучающих материалов. Бесплатные курсы, вебинары, подробная база знаний - must-have для новичков, которые только делают первые шаги в e-commerce.

Изучаем отзывы селлеров на Озоне и разбираемся, подходит ли маркетплейс для старта своего бизнеса

Также хвалят и программы поддержки продавцов. Особенно часто селлеры в своих отзывах упоминают сниженные комиссии Озона для категории Fashion и акции по бесплатному размещению на складах.

Изучаем отзывы селлеров на Озоне и разбираемся, подходит ли маркетплейс для старта своего бизнеса

Конкуренция, ошибки, планирование

Конечно, не обошлось и без ложки дегтя. Одна из самых частых причин для печали в отзывах - это высокая конкуренция среди продавцов Озона, особенно в популярных категориях. Новичкам бывает непросто пробиться в топ выдачи без вложений в рекламу. Впрочем, это болезнь всех маркетплейсов без исключений.

Изучаем отзывы селлеров на Озоне и разбираемся, подходит ли маркетплейс для старта своего бизнеса

Еще одна распространенная проблема - неправильный расчет юнит-экономики. Некоторые продавцы забывают учесть все расходы, включая комиссии, затраты на рекламу и логистику и в итоге работают себе в убыток. Это еще раз подчеркивает, насколько важно продумать бизнес-план, прежде чем нырять в омут e-com.

Какой вывод можно сделать о торговле на Озоне из отзывов продавцов? Реально ли там начать бизнес и не пожалеть об этом? Площадка лояльна к новичкам, особенно к подготовленным. С одной стороны, маркетплейс все необходимое предоставляет и, как я поняла, не душит необоснованными штрафами, в целом дает комфортно работать. С другой - от селлера требуется полная вовлеченность, средства на старт, постоянное обучение.

Так стоит ли открывать магазин на Озоне?

После глубокого погружения в тему и изучения отзывов селлеров могу сказать, что Озон определенно заслуживает внимания как площадка для старта или расширения бизнеса. Но как и везде, есть свои нюансы.

Основные плюсы

  1. Легкий старт. Бесплатная регистрация, множество обучающих материалов, программы поддержки новичков - площадка действительно помогает начинающим предпринимателям. Плюс вы сразу получаете доступ к огромной аудитории покупателей.
  2. Эффективные инструменты. Если судить по отзывам селлеров, то инструменты Озона для продвижения и аналитики находятся на высоком уровне. Можно быстро отслеживать эффективность своих действий и оперативно корректировать стратегию - это важно для динамичного роста.

Основные минусы

  1. Учиться, учиться и еще раз учиться. Рынок e-com постоянно меняется. Чтобы быть на гребне волны, придется постоянно отслеживать новые тренды, изучать инструменты и адаптироваться к изменениям на площадке.
  2. Планируйте тщательно. Не стоит рассчитывать на быстрый успех без четкого бизнес-плана. Просчитайте все расходы, включая комиссии и логистику, предусмотрите бюджет на рекламу и будьте готовы к тому, что первое время прибыль может быть небольшой.

Ну, а в качестве заключения попробую дать несколько советов. Во-первых, выбирайте менее конкурентные ниши, где у вас будет больше шансов быстро стать заметным игроком. Во-вторых, обязательно используйте аналитику Озона, чтобы оценить потенциал разных ниш, отследить тренды и спрос. И последнее — не бойтесь экспериментировать: тестируйте разные товары, форматы рекламы, ценовые стратегии. Что-то обязательно сработает.

В целом, волшебной кнопки «стать миллионером» нет ни на одном маркетплейсе. Работайте, и все обязательно получится. Впрочем, вы у меня умные, и так все знаете!

18
20 комментариев

Логистика тут лучшая и отношение к продавцу тоже, даже если что сама напутаю, на ходу поправят, косяки с замерами исправят сами. Потом письмо приходит, что скорректировали габариты. Приятное отношение)

С ноября и с фбс стало выгоднее работать. Сначала было непонятно, как скидку 4% процента получить и какое у них рекомендованное время. В итоге разъяснили сейчас, что это 10 утра до 8 вечера, фактически целый день, круто

Акции конечно работают.. но там тоже надо с головой. Вовремя цены задрать, чтобы спокойно туда зайти..

Насчет рекламы вопрос спорный. Магазин месяц работает, подключены трафареты. Кликов много продаж мало. Бюджет сливается за полдня. То ли лыжи не едут, то ли я настраивать не умею, но результат огорчает…

Значит вы с карточками что-то накосили. У меня с трафаретами продажи идут с хорошим ДРР. Проверяйте контент-рейтинг, все ли поля заполнили, дайте умным людям инфографику посмотреть. Если заходят и не покупают, наверное что-то не так с карточкой, ну либо с товаром..

А отзывы есть? Не новый товар без заказов?

Считаю самая оптимальная площадка для селлеров. Пробовала выходить на ЯМ, но ничего не получилось. 10% от озоновского оборота делала, не больше. Тут за счет количества покупателей выезжаешь и работать удобнее всего, как ни крути имхо