Споры с маркетплейсами: как продавцу отстоять свои права в споре с маркетплейсом?

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Торговый оборот через маркетплейсы увеличивается, а между предпринимателями и маркетплейсами все чаще возникают судебные споры.

Торговля через маркетплейсы продолжает набирать обороты, а конфликты между продавцами и маркетплейсами все чаще становятся предметом судебных разбирательств. Судебные споры возникают из-за несогласованной распродажи товара, утратой или утилизацией товаров, необоснованного взимания штрафов с продавцов. Нередки также споры из-за несвоевременного перечисления денег за реализованный товар.

Отношения маркетплейсов и продавцов, как правило, регулируются агентским договором. По агентскому договору маркетплейс обязуется за вознаграждение совершать по поручению продавца юридические и иные действия от своего имени, но за счет продавца либо от имени и за его счет. При этом право собственности на товар остается за продавцом до момента его передачи покупателю.

В ходе исполнения договора на маркетплейс возложена обязанность представлять продавцу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. К отчетам должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных маркетплейсом.

Продавец, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них маркетплейсу в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым.

Несогласованная распродажа товара, задержка перечисления денег за реализованный товар

Одним из распространенных споров с маркетплейсами является несогласованная распродажа товара. По общему правилу маркетплейс не вправе самостоятельно устанавливать цену и скидки на реализуемый товар. Принятое на себя обязательство по продаже товара маркетплейс должен исполнить на наиболее выгодных для продавца условиях в соответствии с его указаниями, а при отсутствии в договоре таких указаний – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Маркетплейс вправе отступить от указаний продавца, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах последнего и маркетплейс не мог предварительно запросить продавца либо не получил в разумный срок ответ на свой запрос. Маркетплейсы обязаны уведомлять продавцов о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным. Если маркетплейс осуществил несогласованную с продавцом распродажу товара, то он обязан возместить причиненные продавцу убытки (см. Убытки за несогласованную с продавцом распродажу товара маркетплейсом).

Нередко маркетплейсы несвоевременно перечисляют продавцам деньги за реализованный товар. Маркетплейс обязан передать продавцу полученные за товар денежные средства (за вычетом своего вознаграждения и дополнительных расходов) в установленные офертой сроки.

В случае неисполнения маркетплейсом денежного обязательства, к нему могут быть применены меры ответственности за неисполнение денежного обязательства, предусмотренные статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно указанной норме, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств продавцу (см. Маркетплейс заплатит проценты за пользование денежными средствами).

Маркетплейсы несут ответственность за убытки, причиненные продавцам в связи с утратой или утилизацией товара. Продавец вправе требовать возмещения убытков в случае утраты товара. Если маркетплейсом не направлялись отчеты о продажах данного товара, товар не был возвращен продавцу, то маркетплейс обязан возместить убытки, связанные с утратой товара (см. Взыскание с маркетплейса убытков, причиненных утратой товара). Продавец также вправе потребовать возмещения убытков в случае утилизации товара маркетплейсом в нарушение условий оферты (см. Возмещение убытков продавцу за утилизацию товара маркетплейсом).

Блокировка маркетплейсами личных кабинетов продавцов, взимание штрафов с продавца

Споры с маркетплейсами могут возникать из-за блокировки личных кабинетов продавцов и взимания штрафов за манипулирование рейтингами товара и продавца на маркетплейсе.

Блокировка маркетплейсом личного кабинета продавца является препятствием к реализации товара и получения дохода продавцом. В случае если блокировка личного кабинета продавца произведена незаконно, то продавец вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков, а маркетплейс обязан возместить продавцу убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. При этом возмещению подлежит как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

В последнее время очень частыми являются споры об удержании маркетплейсами штрафов за манипулирование рейтингами товара и продавца. Маркетплейс при удержании штрафа обязан представить доказательства, из которых с очевидностью следует, что именно продавец совершал действия, направленные на манипулирование рейтингами товара и продавца. Если маркетплейсом не доказано указанное обстоятельство, то удержание штрафа неправомерно (см. Штраф за манипулирование на маркетплейсе рейтингами товара и продавца).

Маркетплейс также не вправе производить удержание логистических издержек в качестве штрафных санкций, если офертой не предусмотрен повышающий коэффициент. Отсутствие в оферте порядка применения повышающего коэффициента логистических издержек является основанием для возврата неосновательного обогащения маркетплейса и взыскания процентов за пользование чужими средствами (см. Удержание маркетплейсом логистических издержек в качестве штрафа).

Больше новостей законодательства на сайте Kirpikov.ru, Telegram, ВКонтакте

Начать дискуссию