Патентные тролли атакуют селлеров на маркетплейсах. Проверяйте себя и свои карточки!

С 2024 года на маркетплейсах становится всё больше селлеров, которые стали жертвами патентных троллей. Это организации/люди, которые регистрируют на себя множество товарных знаков или помогают отстаивать авторские права, всё это делается с целью заработка на взыскании компенсаций. Сами же они ничего не продают и не производят.

Как выглядит патентный тролль
Как выглядит патентный тролль

Суть патентных троллей заключается в припугивании предпринимателей, чтобы они добровольно согласились заплатить компенсацию, иначе дело дойдёт до суда и начнётся разбирательство. И требования по закону там не маленькие: компенсации до 5млн, штрафы в размере двукратной стоимости товара с маркировкой правообладателя, утилизация за свой счёт, штраф за ущерб, и в крайних случаях, уголовная ответственность.

Благо некоторые (НЕ ВСЕ!) ситуации селлеру можно оспорить, но придётся обращаться к юристу, так как часто патентные тролли злоупотребляют своим правом, ведь важно не только зарегистрировать товарный знак, но и использовать его в коммерческих целях. Также при получении претензии проверяйте заявленные права, статус должен быть подтвержденным, если заявка на регистрацию товарного знака только подана, то претензию возможно оспорить. Для проверки прав есть бесплатные Государственные реестры товарных знаков.

Как не стать жертвой патентных троллей, торгуя на маркетплейсах.

Топ популярных ситуаций, когда вам может прийти "письмо счастья":

  • Продаете товар, на который уже зарегистрирован товарный знак и у вас нет разрешающих документов на его продажу (например, торгуете репликами Nike, Adidas и др.; или торгуете товарами из Китая с брендингом, не проверив есть ли на них правообладатели).
  • Продавали или производили товары, но не регистрировали свой товарный знак и тролль вас опередил с регистрацией.
  • Вы или ваш дизайнер используете изображения или фотографии для инфографики / рич-контента / видео /видеообложек из: поисковых систем, пинтерест, чужого сайта, чужих социальных сетей. Неважно это фото людей, фон, дом, пиктограмма, или 3д элемент.
  • Используете в карточках / на самом товаре наименование бренда, текст-призыв, лозунг, взятые у конкурентов/популярных продавцов.

Как защититься от претензий патентных троллей?

  • Иметь документы, подтверждающие право на торговлю продукцией этого бренда: свидетельство на товарный знак, договор поставки, лицензионный договор, разрешение правообладателя и др.
  • Зарегистрировать свой товарный знак.
  • Никогда не использовать чужие фотографии, изображения, видео в карточках товаров. Все материалы из соцсетей, сайтов, пинтереста, поисковых систем принадлежат конкретным людям/организациям и защищены авторским правом, без получения разрешения от автора использовать их нельзя. Если на ваш товар нет подходящих стоковых изображений без авторских прав, а платить за право не хочется, - генерируйте изображения через нейросети, это единственный вариант. Если материалы вам создаёт фотограф или дизайнер, стоит заключить договор о передаче авторского права и подписывать акт передачи при приеме работы.

Обезопасьте свой бизнес, чтобы не нарваться на разъярённых правообладателей!

А если интересна тема продвижения на маркетплейсах, то рекомендую подписаться на мои соцсети:

Начать дискуссию