Таможенное оформление из Китая: как я неделю провел на границе и понял, что это не для каждого
В июне 2022 года мы решили шагнуть в большое плавание: и отправили первые целые фуры через Забайкальскую таможню. И угодили в таможенный капкан. Если вы думаете, что подготовка документов по инструкции и указание точного веса - спасут вас от всех сюрпризов — эта история для вас.
Содержание:
1. Как мы застряли на таможне с одеждой, игрушками и электроникой
- Перевес на весах: неожиданно!
- Неделя на границе: досмотр вместо транзита
- Нарушений не обнаружили, но сложностей ещё добавили2. Уроки таможенного оформления, которые я усвоил
3. Что это нам стоило и стоит ли оно того
4. Вывод для селлеров и предпринимателей
Как мы застряли на таможне с одеждой, игрушками и электроникой
В июне 2022 года мы впервые отправили целые фуры через Забайкальскую таможню. До этого занимались догрузом, а тут решились на полный объем. Это то время когда пандемия еще усложняла логистику, и фуры пересекали границу с перецепкой груза — один тягач заезжал на таможенную зону, оставлял прицеп, другой подхватывал его и вез дальше — причины были связаны с карантинными мерами, оформлением документов и ограничениями для водителей.
Мы заявили таможенный транзит: груз должен был пройти под пломбой до Новосибирска, где планировались все процедуры — досмотр, выпуск, пошлины. Но всё пошло не по плану.
Перевес на весах: неожиданно!
Первая сложность возникла на таможенных весах. Мы указали вес: 21 тонну, а весы показали: 21,5. Разница небольшая, но достаточная, чтобы нас остановили. Позже мы пересчитали груз — всё сходилось с заявленным. Ошибка была в оборудовании, но это не спасло: нас направили на досмотр.
Такие ситуации, кстати, не редкость — весы на границе дают сбои.
Прочитайте наш гайд: Как избежать ошибок при таможенном оформлении из Китая
Неделя на границе: досмотр вместо транзита
А вот дальше началось настоящее испытание. Мы встали на таможенную зону Забайкальска, хотя по транзиту это не требовалось. Система управления рисками автоматически назначила досмотр, и я оказался в эпицентре этого кошмара.
У нас было две декларации: одна на основной товар, другая на образцы для сертификации — электронику, одежду, обувь, игрушки. Первая ушла на осмотр: проверка маркировки, пересчет, перевес. Расхождения оказались минимальными, в пределах погрешности.
Вторая декларация, на образцы, попала под 100% досмотр. Это означало выгрузку, пересчет и взвешивание каждой детали. Процесс занял неделю и превратился в настоящий хаос.
Ситуацию усугубляли таможенники: приходили поздно, уходили на обед, работали до четырех часов.
Техника - это старые фотоаппараты, которые не справляются, снимки получались нечеткими.
Я провел там неделю, контролируя процесс. Вес совпал, серьезных нарушений не нашли. Обнаружили лишь мелкое расхождение по образцам: мы не положили одну позицию, но это не критично, так как заявленное отсутствие товара проблемой не считается. А вот если у вас найдут то, что не заявили - это уже будет очень серьезно.
Нарушений не обнаружили, но сложностей ещё добавили
После досмотра накопились акты и документы — целые папки. Выпуск задерживался: мне надо было успеть заполнить и упорядочить все документы, а неделя уже вышла. По правилам, если время первой процедуры (например, неделя) истекает, назначается следующая (например, месяц). Это грозило нам простоями и дополнительными расходами.
В итоге выпуск дали! Я думаю, что роль сыграло и то, что несмотря на неприятный процесс, я вёл себя адекватно и дружелюбно с рядовыми сотрудниками таможни.
Уроки таможенного оформления, которые я усвоил
История оказалась насыщенной и поучительной. Этот случай показал: инструкции — это одно, а реальная работа с таможней — совсем другое. Вот что я вынес из той недели:
Не спорьте с таможней, если груз на кону
Когда фура стоит, а расходы растут, лучше не вступать в конфликт. Мы думали жаловаться на задержки и навязывание СВХ, но вовремя остановились. Это сохранило нам возможность сохранить деловой статус и работать дальше. Совет: решайте вопрос, а не доказывайте свою правоту.
Сейчас мы возим через Забайкалье и Владивосток без проблем. И успешно отбиваем корректировки таможенной стоимости в пользу клиентов, но такое кунг-фу лучше применять, когда груз уже покинул таможню!
Оборудование ошибается — и это не ваша вина
Весы могут показать неверные данные, техника — подвести. У нас такое было не раз — и на этой границе, и в других местах. Приходится принимать это как факт и действовать по ситуации. Обвинять себя или других бесполезно — главное, быть готовым к таким моментам.
Бюрократия задает правила
Таможня — это система, где всё зависит от документов и людей. Наш транзит обернулся досмотром из-за мелких ошибок и нехватки сотрудников. С образцами всё усложнилось: в одной коробке много разного товара, и каждую единицу нужно проверить. Ждать поблажек не стоит — нужно работать по их условиям.
Простые товары проще, образцы — испытание
С однотипным грузом, например посудой, работать легче — минимум сложностей. А вот с образцами или мелкими партиями всё иначе. У нас пытались изменить код ТН ВЭД на электронику, повысив пошлину с 5% до 10%. На образцы мы согласились (это мелочи), но с большим объемом приходится спорить, речь о серьезных суммах.
Что это нам стоило и стоит ли оно того
В итоге мы потеряли 500 000 рублей на СВХ и грузчиков, неделю простояли на границе и чуть не застряли еще на месяц — с новыми расходами. Выпуск задерживался из-за процедурных накладок, но мы справились. Клиентам цену не подняли — для нас это принципиально.
Клиентов это не коснулось — стоимость для них осталась прежней! - такая наша политика.
Сегодня мы возим грузы через Забайкалье без таких трудностей. Но тот опыт показал: самостоятельное таможенное оформление — это не только время и деньги, но и нервы. Стоит ли оно того?
Вывод для селлеров и предпринимателей
Вы понимаете, как возить одежду, обувь или электронику из Китая, и, возможно, прочитали все инструкции. Но реальность на таможне — это всегда сюрпризы: от сбоев техники до бюрократии. Наш опыт показывает: самостоятельная работа с таможней отнимает силы, которые лучше пустить на развитие вашего бизнеса — усиление бренда, продаж, команды. Хотите избежать таких историй?
Мы предлагаем официальную доставку из Китая по не завышенным ценам и берем все трудности с таможней на себя. Вы видите, что напиши клиенты защищены: эмоционально и финансово.
Пишите в WhatsApp — разберем ваш товар и предложим маршрут! Экономика вас приятно удивит!
Обратите внимание на наши возможности:
1. Честный Знак в Китае за 0 рублей!
2. Легальный импорт с пакетом документов.
3. Отгрузки каждые 10 дней.
4. Быстрая доставка 20-25 дней - гарантировано!
5. Доставка точно до двери клиента или сразу на маркетплейс.
6. Гибкость для первых заказов: белые сборные грузы от 3 кубов.
7. Возможна отсрочка платежа! 30-60 дней.