СП 2.3.6.3668-20 новые санитарные правила для предприятий торговли

СП 2.3.6.3668-20 новые санитарные правила для предприятий торговли

Предприятия торговли получили новый нормативный документ СП 2.3.6.3668-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию”. Под конец 2020 года Роспотребнадзор радует нас ещё одним новым документом. Теперь обновление нормативной базы предлагается для ритейла.

Новые санитарные правила СП 2.3.6.3668-20 вступят в силу с 1 января 2021 года сроком на 6 лет (до 01.01.2027), отменяя действие СП 2.3.6.1066-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов” со всеми изменениями и дополнениями.

СП 2.3.6.3668-20 введены в действие Постановлением №36 от 20.11.2020 Главного государственного санитарного врача РФ Анны Поповой.

По объему информации новые санитарные правила для торговли примерно соответствуют своему предшественнику, но количество разделов сократили с 14 до 11, объединив некоторые между собой.

Чем отличаются новые санитарные правила?

  • Наличие ссылок на смежные нормативные документы (технические регламенты, профильные санитарные правила)
  • Укрупнение и объединение разделов
  • Актуализация требований с учетом современных процессов и новых видов продукции
  • Разрешено ведение электронных записей
  • Обозначены требования к пищевым отходам, сбору вторично-перерабатываемого сырья (упаковка)
  • Отсутствие детализаций некоторых процессов (правила ручной мойки оборудования)
  • Отсутствует указание сообщать о наличии в семье заболеваний кишечными инфекциями; требование к наличию аптечки первой помощи, не принимать пищу на рабочем месте.

Какие разделы включили в новые правила СП 2.3.6.3668-20?

1. Общие положения.
Определяет требования к проведению производственного контроля, организации предварительных и периодических медицинских осмотров, наличие личной медицинской книжки с отметками о допуске к работе и вакцинации. Гигиеническое обучение проводится 1 раз в 2 года.

2. Требования к размещению торговых объектов и их территорий.
Описывает основные положения при размещении торговой точки в жилых зданиях. Деятельность объекта не должна оказывать ухудшающего влияния на жильцов, нарушать требования СанПиН 2.1.2.2645-10.

3. Требования к организации водоснабжения и водоотведения.

В разделе подробно описали как организовать обеспечение водой для торговых точек при отсутствии централизованного водоснабжения; как правильно собрать и как осуществлять выпуск отработанных сточных вод.

п. 3.3. Если в магазине отсутствует централизованное горячее водоснабжение можно использовать водонагреватель.
п. 3.6. Моечные ванны / раковины, предназначенные для мытья оборудования, тары, инвентаря подключаются к системе канализации через воздушные разрывы (разрыв струи), для профилактики попадания канализационных стоков.

4. Требования к отоплению / вентиляции и кондиционированию / освещению (естественному и искусственному).

Раздел описан общими фразами, о требованиях к микроклимату, условиям среды работников, освещенности, шуму. При размещении торговой точки в жилом здании, условия проживания жильцов ухудшаться не должны.

В каждом пункте есть ссылка на профильный документ, в котором можно уточнить конкретное требование. К примеру в пункте 4.3. говорится, что все помещения магазина должны быть обеспечены естественным и (или) искусственным освещением. Нормы освещения для конкретных помещений (торговый зал, склад, подсобные помещения) должны соответствовать санитарным правилам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 “Требования к естественному и искусственному освещению”.

п. 4.4. В помещениях, где проводятся манипуляции с пищевыми продуктами (хранение, фасовка, продажа) все осветительные приборы оснащаются защитными устройствами для профилактики попадания осколков в продукцию.

5. Требование к помещениям торговых объектов.

п. 5.3. Покупательские тележки, корзины должны обрабатываться и хранится отдельно от другого оборудования и инвентаря.
п. 5.4. Допускается хранение уборочного инвентаря вблизи зоны использования, при отсутствии возможности размещения в специальном помещении.
п. 5.5. Допускает совместно хранение пищевых и непищевых товаров в одном помещении, на раздельных стеллажах, при условии что непродовольственные товары не оказывают влияние на органолептические свойства пищевой продукции (запах, вкус).

6. Требование к оборудованию, посуде, инвентарю.

п. 6.1. Отражает требование технического регламента 021/11, используемое оборудование и инвентарь, должно быть разрешено для контакта с пищевой продукцией.
п. 6.2. При контроле условий хранения продуктов могут быть использованы автоматические системы контроля и регистрации параметров среды.

7. Требование к перевозке, приему, размещению и условиям хранения пищевой продукции.

В разделе 7 новых санитарных правил объединили требования по транспортировке с требованиями по приему и хранению товаров. В предыдущей версии санитарных правил, эти разделы были обособлены.

Раздел неоднократно дает отсылку к Техническому регламенту Таможенного союза 021/11 “О безопасности пищевой продукции”. Нарушение требований, ссылающихся на ТР ТС 021/11, вероятно будет расценено как нарушение технических регламентов, а не санитарных правил.

п. 7.4. Подчеркнули обязательное сохранение товарного ярлыка (листа вкладыша) при реализации фасованной продукции, до момента полной реализации товара.

п. 7.5. Ежедневно осуществляется контроль за условиями хранения продукции (температурно-влажностный режим). Запись может происходить как на бумажных, так и электронных носителях.

п. 7.7. Разрешено совместное хранение сырья / полуфабрикатов и готовой продукции, при условии промышленной упаковки, которая исключает возможность перекрестного загрязнения готовой продукции, изменения ее вкусовых качеств.

8. Требование к условиям реализации пищевой продукции.

В разделе 8 добавлены перекрестные требования с техническими регламентами. Кроме ТР ТС 021/11 подключили регламент 022/11 “Пищевая продукция в части ее маркировки”. Большую часть требований актуализировали современным языком и оставили без изменений.

п. 8.11. сократили перечень продукции, которая не допускается к продаже:
– товары без сопроводительных документов,
– продукция не отвечающая органолептическим показателям,
– консервированная продукция с признаками порчи / бомбажа, в деформированной или нарушенной упаковке,
– позеленевшие клубни картофеля,
– повторно замороженная продукция, после разморозки (дефростации),
– просроченные товары,
– продукция без маркировки, которая соответствует ТР ТС 022/11.

Под запретом к реализации: яйцо утиное и гусиное, продукция домашнего приготовления, резанные частями арбузы / дыни / тыквы, не потрошенная птица (кроме дичи).

9. Санитарные требования к нестационарным торговым точкам / мелкорозничной торговле / рынкам.

В целом раздел не получил больших изменений. Описаны требования к соблюдению условий хранения и реализации продукции. Наличие личной медицинской книжки и товарно-сопроводительной документации на продукцию, поддержание должного санитарного состояния торгового места.

п. 9.2. разрешил продавцам непродовольственных товаров и товаров нескоропортящихся в промышленной потребительской упаковке, в условиях отсутствия раковины использовать кожные антисептики.

10. Требования к содержанию территории, помещений, оборудования, инвентаря.

Десятый раздел СП 2.3.6.3668-20 объединил в себе требования по Пест-контролю (дезинсекции и дератизации), обращению с отходами, правила и кратность санитарных обработок отдельных помещений, оборудования и инвентаря.

п. 10.3. Пищевые отходы и санитарный брак выделяются в отдельную категорию, к которой установлены требования по сбору, накоплению, временному хранению.

п. 10.5. Минимум один раз в месяц, проводится уборка всех помещений с применением дезинфицирующих растворов. Для отдельных помещений установлена более частая обработка. Уборка помещений с применением моющих средств проводится ежедневно.

п. 10.8. В торговой точке не допускается наличие насекомых и грызунов. Запрещено содержание животных и птиц. Порядок проведения дезинсекции и дератизации устанавливается в соответствии с профильными санитарными правилами.

11. Требования к личной гигиене персонала.

п. 11.1. Если у работника отмечаются симптомы простуды или кишечного расстройства, он обязан сообщить об этом руководителю.
п. 11.2. В организации всегда должны быть условия для соблюдения личной гигиены (средства мытья рук, туалетная бумага, одноразовые полотенца или сушилка).
п. 11.3 Если сотрудник контактирует с пищевой продукцией, его обеспечивают санитарной одеждой. Замена и стирка проводится по мере загрязнения. Хранится санитарная одежда отдельно.

11
Начать дискуссию