Постная выручка: спрос на растительные продукты на Ozon вырос на 47%. Сколько реально заработали продавцы в рублях?
Пора великой депрессии у маркетологов наступила в России. С началом поста каждый из них выходит на тропу войны. И одно дело, если производитель изначально выпускает на рынок "подходящие" растительные продукты, а другое когда каждый старается изменить позиционирование товара так, чтобы он казался посетителям магазинов наиболее подходящим для постного стола.
Стоит ли такая игра свеч? Неужели спрос на растительные и постные продукты настолько высок? Конечно, мы не можем залезть в бухгалтерию офлайн-гипермаркетов и рассмотреть цифры, но изучить данные маркетплейсов вполне способны. Тем более, есть с чем сравнить полученные результаты. Если прямо сейчас вы введете в поисковой строке запрос схожий с «продажи растительного молока/мяса выросли», то сразу наткнетесь на тематические новости. СМИ пестрят информацией о том, что спрос на растительные продукты (молоко, мясо) вырос в разы.
Например, сообщается, что на Ozon выросли продажи соевого мяса. С 8 по 15 марта рост составил целых 48% по сравнению с объемом продаж неделей ранее. При этом маркетплейс указывает, что чаще всего покупателей стали интересовать сыр тофу, соевые фарш и гуляш. Такой вот экзотичный постный стол.
Однако, пока статистика говорит о росте в два раза, мы задались вопросом, что кроется за этими цифрами. Рост - понятие относительное. И даже заработанная 1000 рублей при ранее нулевой выручке - рост.
Зачем копаться в соевой шелухе? Как минимум, чтобы понять - можно ли ориентироваться продавцам на данные из открытых источников.
Как сыр в масле
Итак, смотрим на объемы продаж и выручку от реализации соевых продуктов на маркетплейсе Ozon. Начнем с сыра. В качестве анализируемого отрезка времени выберем период с 9 по 23 марта. Это первая постная неделя и семь дней до нее. Стастистику собираем с помощью сервиса аналитики SellerFox.
Самый часто встречающей бренд соевого сыра на Ozon показывает интересные результаты. Вывод первый - статистика маркетплейса не врёт, рост права заметен.
Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.
Спрос вырос в два раза, но взгляните на объемы продаж. Среднее количество реализуемых позиций в день — 4 штуки, а максимальная выручка за весь период всего 6 258 рублей. У еще одного производителя соевых продуктов ситуация не лучше, хотя выручку он получил побольше.
Итого, статистика предоставленная аналитиками Ozon правдива и честна. Рост заметен на графиках. Но как быть, если продавец ориентируется при планировании продаж только на подобные инфоповоды и не видят реальных сумм и объемов продаж? Если знать ли о росте на 48% и не проанализировать нишу, можно сильно ошибиться при поставке аналогичного товара на рынок.
Ни рыбы, ни мяса
Смотрим дальше. Переходим к анализу продуктов в категории «Растительное мясо». Условия анализа аналогичные, а вот результаты уже интереснее.
Видно, что за неделю до начала поста, объем продаж растительного мяса был существенно выше. Может все закупились заранее? Также заметно, что в отличии от сыра, искусственный белок приносит селлерам чуть большую выручку, чем тот же растительный сыр. В момент пикового спроса покупатели принесли продавцам соевого мяса больше 15 000 рублей. Цифра больше, но не настолько, чтобы броситься с поставками сои на тот же Ozon.
Попробуем рассмотреть категорию с позиции популярных товаров. Судя по заявлениям Ozon, наиболее популярными стали соевый фарш и гуляш. Смотрим на данные аналитики и видим, что топ-позиции категории на самом деле совпадают с данными в СМИ. Правда, слава принесла им на двоих чуть больше 20 000 рублей за 14 дней.
Молочные реки, соевые берега
Интересно, что Ozon и другие российские маркетплейсы ничего не говорили о росте спроса на растительные напитки — альтернативное молоко. Возможно, их просто никто не спрашивал. Однако, офлайн-ритейл и службы доставки отмечали, что внимание к этим товарам подросло. Например, «Азбука вкуса» заметила повышение спроса на растительное молоко на 82% по сравнению с базовой неделей. Снова заглядываемся на графики.
Смотрим, что произошло с необычными напитками на маркетплейсах за последние 14 дней. Ниже статистика, собранная на маркетплейсе Ozon. Тут все гораздо интереснее, чем на мясной кухне.
Данные сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox.
Вы же видите тоже самое, что и мы? Спрос на растительные напитки значительно выше заинтересованности в любых соевых продуктах и субстратах. Показатели выручки тоже на высоте. Единственно, чего не показывает аналитическая сводка — причины по которым покупатели так усердно кладут в свои корзины растительные напитки.
Попробуем рассмотреть популярные позиции — какие товары продаются в данной категории чаще и приносят большую выручку? Видно, что в топе товаров — овсяное и кокосовое молоко. Причем первое, по итогам 14 дней, оказалось лидером как по объему принесенной выручки, так и по количеству продаж.
Утверждать, что такой ажиотаж вокруг растительных напитков связан с Великом постом — неправильно и не логично. Как минимум, потому что с прошлой недели спрос на растительные напитки на маркетплейсах начал падать. Хотя с утверждениями офлайн-ритейла такие данные никак не вяжутся. Но не стоит забывать, что растительные продукты могут покупать сторонники здорового образа жизни и вегетарианцы - он могут делать большую часть выручки, но мы таких данных по результатам анализа маркетплейса пока собрать не можем.
Важно другое: аналитика совсем иначе раскрывает перед нами современный рынок продуктов питания. И очень хочется, чтобы ей пользовалось как можно больше продавцов. Ведь гораздо проще самому перепроверить цифры, опубликованные в СМИ, чем пересчитывать убытки, которые можно понести просто потому что доверился преувеличенной или недостоверной информации.
Вообще, сезонность очень влияет на продажи, и я думаю, что и различные религиозные мероприятия тоже. Хотя у нас магазин другой тематики, но в определенные периоды мы видим рост и возросшую активность покупателя.