Кассовые аппараты на рынках: текущие и планируемые изменения
Идея ужесточить контроль над использованием контрольно-кассовой техники на рынках возникла более года назад. Анализ банковских переводов, прогнозируемых и реальных налоговых отчислений, а также расхождения фактического импорта товара с данными таможенной статистики показали избыточно высокую долю неучтенного товарооборота в рыночной сфере. Глава ЦБ подготовил для Путина В.В. сообщение, в котором указывалось, что ежемесячные потери от «серого» импорта составляют более 10 млрд. рублей. Основные претензии по работе арендаторов московских рынков «Садовод», «Москва» и «Фуд Сити», петербургской «Софийской овощной базы», екатеринбургских «Таганского ряда» и «Новомосковского», новосибирских «Норд Сити молл» и «Дружбы», уфимского «Южного», омского «Торгового города» и дагестанского «Хасавюртского рынка».
Полученный доклад стал стимулирующим фактором для анонсирования изменений законодательства – ужесточение госконтроля над деятельностью рынков, легализация доходов, учет товарооборота путем применения контрольно-кассовой техники (ККТ).
Кому разрешено торговать без касс сейчас
Сегодня без применения ККТ могут работать организации, ИП и частные лица – розничная торговля на рынках, в периоды ярмарок и при проведении выставок в специально оборудованных комплексах. Также до 01.07.2021 ИП без сотрудников, занимающиеся реализацией продукции собственного производства, могут обойтись без применения ККТ. Озвученная ограничительная дата не является конечной. Вопрос продолжает рассматриваться в Минфине.
При этом кассовые аппараты любого типа обязаны использовать продавцы непродовольственной продукции согласно утвержденного правительством списка. Перечень постоянно корректируется, и сегодня включает 17 категорий товаров.
Торговля на рынках: что изменится
Если будут приняты все проекты, разработанные ФНС и Минфин, то рыночная деятельность претерпит серьезные изменения. В первую очередь это коснется нормативных актов, регламентирующих использование контрольно-кассовой техники. После внесения корректировок:
· уменьшится количество допущений для работы на рынках без применения ККТ;
· требования о наличии кассового оборудования будут прописаны в договорах аренды;
· на администрацию рынков возложат ответственность за наличие ККТ у арендаторов и ее использование;
· работа на рынках предпринимателям с официально приостановленной деятельностью будет запрещена;
· упростится алгоритм привлечения продавцов и арендаторов к административной ответственности.
Планируемые изменения дадут положительный эффект в плане того, что значительно сократятся прямые расчеты. Продавцам придется использовать онлайн-кассы, выдавать чеки. Но предприниматели, представители регионов и бизнес-сообществ видят в этом и мрачные перспективы.
Положительные и отрицательные стороны тотального введения ККТ на рынках
Положительный аспект планируемых нововведений один, но значимый – легализация всех расчетов на территории рынков. Увеличение объемов отчисляемых налогов, полная открытость сделок и защита покупателей.
Но некоторые лица видят в изменениях и угрозу существованию самих рынков или работе отдельных категорий продавцов на них. В аналитических материалах Минпромторга отмечается избыточность требований и чрезмерно жесткие условия работы – особенно в сравнении с другими объектами торговли. Чиновники предупреждают, что усиление регулирования и тотальное введение ККТ приведет к существенному сокращению рынков в стране. Вплоть до их полного исчезновения.
Статистика Минпромторга отмечает, что сейчас на территории РФ работают 911 рыночных площадок разной величины, в то время как в 2007 году их было в 6,5 раза больше – 5892 рынка.
Вторая опасность ликвидации льгот категориям, которым они необходимы, и введения новых более жестких ограничений – изменение структуры рынка и появление новых обходных «серых» путей для работы. Так, по новым законам использовать ККТ могут обязать всех продавцов – кроме прилавочного типа торговли продовольственными товарами. Рекомендуемое допущение – работа без касс для продавцов собственной продукции.
Это чревато сложностями:
· проблемы официального подтверждения производства реализуемой продукции в личном хозяйстве или на ферме;
· отток производителей собственной продукции с рынка – особенно в аграрных регионах;
· фальсификация статуса – закрытие ИП и продажа товаров в качестве статуса «фермера».
Не смогут определить истинный статус продавца и администраторы рынков. Невозможно отличить товар «с грядки» от завезенного ассортимента.
Возможные послабления
Одновременно с ужесточением условий торговли на рынках рассматриваются и варианты упрощения некоторых процессов. Чиновники предлагают:
· разработать приложения для банков и юридических лиц;
· заложить в зону ответственности администрации рынков предоставление арендатору торгового места с кассой;
· проверять копии документов о регистрации ККТ в момент заключения договора, но не в формате ежедневного контроля;
· разрешить продавцам выбивать чеки общей суммой – не отражать каждую пробитую позицию и сумму по конкретному товару.
Пока принимают законы и ведутся обсуждения в регионах, управляющие компании готовятся к будущим изменениям законодательства:
· разъясняют необходимость соблюдения текущих норм и правил арендаторам;
· корректируют тексты договоров аренды;
· оптимизируют условия работы для повсеместного добровольного использования ККТ.
Одновременно «Сбер» и ФНС России рассматривают возможность цифровой трансформации продовольственной торговли. Ее суть – перевод большинства платежей в безналичный формат и значительное сокращение наличных средств в обороте.