КАК Я ЗАРАБАТЫВАЮ НА ОШИБКАХ, ОПЫТЕ И УСПЕХЕ
Последняя макаронина на пятерых.
Список долгов, уходящий за горизонт.
Разруха в семье, головах и унитазах…
И вжух! Мой первый миллиард!
Нет. Здесь не про страшную историю с фееричным финалом. И не верю я в такие «золушковые» сказки.
Из ничего ничего не берется. За результатом всегда стоит труд.
Успешный предприниматель, конечно, может иметь в анамнезе магазинный борщ из банки по праздникам. Как я в давние времена, будучи вчерашней студенткой.
Но чудес не бывает. Вжух случается только в лотерею. Один раз в жизни. И не у вас.
Меня зовут Марта, и я предприниматель. Успешно продаю свои товары на маркетплейсах и развиваю ещё несколько проектов: от консалтинга до контрактного производства с общим оборотом более 6 млн в месяц.
К этому я шла больше 3 лет.
В 2017 году мы с подругой сидели в машине и резали этикетки на коленках. Тогда фактически стартовал наш бизнес. Мы занялись стильной канцелярией.
Как могли, развивали наш бренд. А потом решили зайти с ним на ягодный маркетплейс.
И… нет. Успешный успех не рванул.
Но планомерно пришел.
В процессе набили все возможные шишки:
Слишком маленькая поставка;
Слишком большая поставка;
Неправильное штрихкодирование;
Трижды непринятая на складе партия товара;
Потеря товара на складе;
Попадание в обезличку;
Зависание товара мертвым грузом с нулевыми продажами;
- Никакой фотоконтент;
- Игнорирование отчетов о продажах, оборачиваемости;
- Слив рекламного бюджета;
- Неправильный анализ товарных ниш;
- Слабая упаковка;
Всего не перечислишь.
Плохо ли это? В моменте оно точно не радовало. Факапы стоили денег, нервов и времени. Но как «сын ошибок трудных» такой опыт оказался бесценным.
Второй раз грабли чётко узнавались, даже если прикидывались лопатой.
Вы итоге мы стали достойно зарабатывать на маркетплейсе.
И это был первый уровень монетизации ошибок и приобретенных знаний.
Довольно быстро пришлось брать помощника.
Вообще, я – человек-делегирование. Отдай всё в надежные руки и занимайся развитием.
Весь вопрос – где взять надежные руки? Менеджеров по работе с маркетплейсами мало. А толковых и подкованных единицы. И стоят они, как крыло боинга. Если найдешь, конечно.
Я решила не рисковать. Взяла девушку с горящими глазами и научила её. Вот где пригодились набитые шишки!
Оказалось, что обучать – это моё! Передавать знания и опыт, поддерживать, направлять, мотивировать.
И однажды обучение встало на поток. Мы упаковали теорию и практику, ошибки и достижения, лайфхаки и провалы в ёмкий курс. И выпускаем горячих специалистов поток за потоком.
Итак, знания, опыт и факапы вышли на второй уровень монетизации.
Мы стали их продавать!
Как говорится, почему бы и... да?
Каждый день в политике маркетплейса происходят изменения. Поскольку я сама поставщик, то всегда в курсе событий. В итоге я продаю не теорию из пыльных книг, а свежайший опыт, сегодняшнюю жизнь в моменте. Переоценить полезность этого трудно.
Изначально мы планировали готовить только менеджеров, которые будут дальше работать с поставщиками на Wildberries.
Но оказалось, сами поставщики учатся у нас. И это логично. Зачем плестись окружной дорогой, спотыкаясь и бесконечно сливая деньги на собственные ошибки, как это делали когда-то мы? Проще отдать фиксированную сумму за короткий и проверенный путь, логично?
Учатся и начинающие поставщики, и уже работающие. Кто-то пока занимается бизнесом в одиночку. Другие уже нанимают работников. Я считаю, это мудрое решение: изучить всю подноготную работы, прежде, чем передать задачи менеджеру.
И здесь замаячил третий уровень получения доходов от всё тех же знаний и практических навыков.
Поставщики, которых мы учили работать на маркетплейсе, не хотели с нами расставаться:
- Одни невзлюбили личный кабинет маркетплейса и регулярно просили помощи.
- Другие хотели доверить организацию первой поставки надежным рукам.
- Третьи катастрофически не успевали заниматься текучкой и просили дать контакты надежного менеджера.
- Четвертые не хотели/не могли заниматься упаковкой, маркировкой и отправкой товара на маркетплейс.
- А кто-то вообще хотел делегировать всё. Просто всё! По принципу «возьмите мои деньги и дайте мне прибыль».
Я и так отзывчива и люблю помогать. А здесь замаячил еще и новый бизнес.
Итогом стало создание фулфилмент-агентства, где мы берём на себя всю головную боль поставщиков, которую они готовы нам отдать:
- Настраиваем и ведём личный кабинет.
- Подбираем товарную нишу.
- Находим поставщиков выбранного товара.
- Разрабатываем стратегию запуска.
- Создаем продающий контент: фото и видео с инфографикой, описания.
- Упаковываем, штрихкодируем и доставляем товар на маркетплейс.
- Раскачиваем продажи.
- Следим за своевременностью поставок и достаточностью товара на складе.
- Настраиваем аналитику.
- Коммуницируем от имени заказчика и с маркетплейсом, и с покупателями.
Так одно тянет за собой другое. Я не подозревала о том, куда приду, кромсая ножницами этикетки в машине. И сейчас не знаю, какие новые идеи ворвутся в мою голову завтра.
Главное – видеть возможности и непременно пробовать новое. А еще помнить, что любой опыт можно продавать!
Ни один из этих бизнесов я не бросила. Продолжаю развивать их параллельно и получаю огромное удовольствие от каждого. И присматриваюсь к новым вариантам монетизации полученного опыта.
Интересно, что же будет на следующем уровне?