Яндекс.Маркет решил самостоятельно импортировать зарубежные бренды. Зачем и почему не доверить это селлерам?

Яндекс.Маркет решил самостоятельно импортировать зарубежные бренды. Зачем и почему не доверить это селлерам?

Рынок электронной торговли растет так стремительно, что конкуренция неизбежна. Борьба идет на всех фронтах: маркетплейсы ищут способы переманить покупателей и продавцов, расширяют зоны присутствия, ускоряют доставку и увеличивают ассортимент за счет селлеров. Играть на рынке становится все опаснее: есть риск, что бизнес-модель не справится с натиском похожих площадок. Но что тогда делать? Развивать экосистемы и делать маркетплейсы их неотъемлемой частью? Предлагать уникальные услуги, которые будут быстро скопированы? Выставлять на полку эксклюзивный товар?

Яндекс.Маркет пошел по последнему пути и решил, что ассортимент площадки пора расширять зарубежными брендами. Какие преимущества у этого подхода видит сам маркетплейс, а какие увидели мы - расскажем дальше.

Свой чужой

У отечественного e-commerce есть огромная проблема. Он очень быстро насыщается предложениями продавцов и становится однородным и тягучим. Сценария два. Если на полке торгуют сами бренды и производители, то они ограничивают реализацию аналогичных товаров другими селлерами. Если речь идет о дистрибьюторах и перекупах, то полка быстро забивается одинаковыми товарами с невероятными наценками/скидками. Механизм поисковой выдачи и показа товаров Яндекс.Маркета и вовсе превращает эту полку в антресоль, где ничего невозможно найти с первого раза.

Как выход можно ограничить продажи одних и тех же брендов или увеличить количество уникальных предложений, то есть вывести на витрину новый продукт, который больше никто не продает. Кажется, Яндекс решил сделать именно так - предложить покупателям товары зарубежных брендов, которых на российском рынке раньше вообще не было.

Пользы ради?

Сам Маркет пояснил, что он решил выбрать самостоятельный импорт, а не сотрудничество с зарубежными продавцами именно потому, что это позволяет предложить покупателям "уникальный" ассортимент.

Как это выглядит со слов самого Маркета? Маркетплейс планирует заняться импортом зарубежных товаров. По сути, речь идет о процессе полного цикла. Площадка хочет заняться поиском новых брендов, которых еще нет на российском рынке, сертификацией продукции, доставкой и таможенным оформлением.

Речь идет о товарах в категориях одежда, обувь, продукты питания, товары для спорта, здоровья и красоты, а а также о DIY. По словам Маркета, такой подход “существенно облегчает доступ на рынок компаниям, не имеющим опыта поставок в Россию”. Из этого хочется сделать вывод о том, что маркетплейс планирует импортировать по-настоящему эксклюзивные продукты. Хочется, но не совсем получается.

Первые бренды, с которых Яндекс.Маркет хочет начать эксперимент, уже известны. Это беговые дорожки торговой марки WalkingPad и товары для досуга и отдыха BestWay. Тут возникают вопросы: товары обоих брендов можно спокойно купить на других маркетплейсах. Более того, их уже можно купить на Маркете у существующих продавцов. Получается, речь идет не о расширении уникального ассортимента, а о живой конкуренции. Маркетплейс может потеснить своих же партнеров, выставив на полку обозначенные выше товары.

Яндекс.Маркет решил самостоятельно импортировать зарубежные бренды. Зачем и почему не доверить это селлерам?

С другой стороны, в заявлении Яндекс.Маркета указывается, что площадка не исключает возможностей стать для некоторых брендов эксклюзивным импортером в Россию. Это звучит интереснее. Так маркетплейс, правда, может дать уникальное предложение рынку и покупателям. Для продавцов это значит, что Маркет может получить приток заинтересованных покупателей, которые вместе с новыми брендами забросят в корзину и пару-тройку товаров от селлеров.

А можно ли иначе?

Но возникает еще один вопрос. Почему бы не предложить самим селлерам вывести новые товары на российский рынок? Маркетплейс может сосредоточиться на развитие платформы и сети продавцов, а последним передать возможности для вывода новых товаров: предложить сниженную комиссию за продажу уникальных товаров и брендов, сделать хранение таких позиций дешевле. На выходе площадка получит расширенный ассортимент, уникальные предложения и заинтересованную аудиторию. В случае с самостоятельным выводом товаров на площадку, Маркет рискует по-крупному: замораживает оборотный капитал, тратится на логистику, работу с браком и возвратами. Такой риск оправдан в том случае, если маркетплейс уверен в том, что делает. Технически у площадки есть все для того, чтобы проверить свою гипотезу заранее - отличные системы аналитики, big data, данные существующих продавцов Маркета.

Мы уточнили у другого отечественного маркетплейса - Ozon - как он относится к самостоятельному импорту товаров и зачем расширяет присутствие зарубежных товаров на площадках. Он идет по схожему пути, но одновременно с тем развивает второе направление - выводит на полки зарубежных продавцов. То есть не берет на себя издержки по сертификации, доставке и растаможке всех импортных товаров. У такой модели есть очевидный плюс: сотни разных продавцов могут расширить ассортимент маркетплейса куда быстрее, чем сама площадка, которая будет добавлять на витрину пару импортных позиций в месяц.

Ozon занимается собственным импортом уже несколько лет. В частности, напрямую от импортных поставщиков мы ввозим такие известные бренды как Tommy Hilfiger, EA7, Emporio Armani, OVS и другие. Есть и эксклюзивные бренды – например, польский бренд детской одежды Cool Club by Smyk. В настоящее время рассматриваем собственный импорт и в других категориях (товары для дома, DIY и пр).
При этом основной поток импортных товаров, конечно же, обеспечивает платформа Ozon Global, где собраны товары от продавцов из 40 стран мира. За 2021 ассортимент зарубежных товаров на Ozon вырос в 3 раза и сейчас составляет почти 17 млн наименований. Благодаря росту предложения импортных товаров спрос на них во втором полугодии 2021 относительно первого вырос более чем в пять раз.

Пресс-служба маркетплейса Ozon

Так может быть, дело все-таки не в желании предложить покупателям необычный ассортимент товаров, а в стремлении Яндекс.Маркет перевести на себя продажи популярных товаров?

Как вы думаете, почему Маркет решил ввязаться в еще одну сложную историю и задумались бы вы о том, чтобы заняться импортом, если маркетплейс окажет вам меры поддержки?

1111
15 комментариев

Маркетплейсы хайпанули благодаря селлерам, а теперь будут зарабатывать не комиссию с продаж, а полноценную маржу. Селлеров давно давят, этого стоило ожидать. Нас ждёт не монополизация, а корпоративное давление. Малому бизнесу жизни более не дадут.

9
Ответить

Эволюция интернет-торговли:

Первыми появились магазины, потом магазины превратились в маркетплейсы и набрали аудитории, потом наступил 2022 год, и маркетплейсы стали магазинами ♻️

Молодцы 🤬

6
Ответить

Фигня какая-то, понятно зачем это Amazon (он за это сейчас иски ловит и бойкот части брендов), но ЯМ по уровню развития где-то в 2010м году относительно них. И в целом не понятно, на фиг они со своим прекрасным каталогом полезли в эту бизнес модель?
Тот же гугл всё просчитал и остался каталогом - хорошо зарабатывает на рекламе и товарном продвижении.

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Теоретически у Яndex надежнее покупать, чем у ИП Магомедова.

Ответить

При каких то проблемах с заказом вы ничего не добьётесь от Яндекса, а ИП Магомедов сам лично вам позвонит и сможет разобраться в ситуации.

5
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить