Как принять участие в коммерческих тендерах?
Коммерческие тендеры проводят частные компании на свои средства и по правилам, которые определяют сами же. Как принять участие в таких процедурах, рассказывает Юлия Романова, директор Академии продаж группы электронных площадок OTC.ru.
Торги, которые организуют государственные (44-ФЗ) и корпоративные заказчики (223-ФЗ), строго регламентируются законодательством. Коммерческие тендеры проходят в более свободной форме. Покупатель может организовать централизованный конкурс или аукцион.
В коммерческих торгах может вовсе отсутствовать начальная цена лота. Или же заказчик самостоятельно определяет ее. Нюансы проведения тендера указываются в опубликованном организатором извещении.
В отличие от госзакупок, коммерческие тендеры проводятся в соответствии с регламентом заказчика, он готовит необходимую документацию с нуля. В частности, проведение коммерческих тендеров регулируется Гражданским кодексом РФ и 135-ФЗ «О защите конкуренции». При этом здесь заказчик более свободен в своих действиях. Главная цель коммерческих тендеров заключается в получении наиболее выгодных предложений.
Где искать
Коммерческие тендеры не публикуются в Единой информационной системе (ЕИС). Информацию о них можно найти на электронных торговых площадках, например, на OTC.ru, РТС-тендер, B2B-Center, ТЭК-Торг и других. Некоторые заказчики, такие как X5 Retail Group, имеют свои собственные торговые площадки.
Как принять участие
Коммерческие закупки проводятся с опорой на регламент заказчика, а также статьи № 447-229 и № 1057-1061 Гражданского кодекса РФ. Регламент необходимо тщательно изучить, так как в нем могут быть особые условия.
Перед участием в тендере рекомендую:
- Обратить пристальное внимание на те условия, которые оговариваются в регламенте: сроки подписания контракта; имеет ли возможность тот, кто побеждает в тендере, отказаться от заключения контракта; моменты, по которым победитель может быть дисквалифицирован и т.д.
- Убедиться, что у вас имеются все необходимые для участия в тендере документы – при этом некоторые из них лучше заранее подготовить. Как правило, заказчики требуют один и тот же пакет документов. Как показывает практика, чем чаще вы участвуете в торгах, тем легче собирать необходимую документацию.
- Выяснить, из чего состоит итоговая цена контракта. Обычно в стоимость включаются: обязательные платежи, налоги, сборы, кроме того, страхование, маркировка, тара, разгрузка-погрузка и т.д. При этом, до сегодняшнего дня вопрос включения сюда же налога на добавленную стоимость (НДС) остается предметом для горячих дискуссий. Причем как в коммерческих, так и в госзакупках.
- Убедиться, что вы сможете выполнить все условия контракта.
Коммерческие закупки для физлиц, ИП и юрлиц
Как показывает практика, в коммерческих торгах могут принимать участие индивидуальные предприниматели, а также физические и юридические лица.
Физические лица имеют право пройти регистрацию и участвовать в закупках на электронных торговых площадках, как и все остальные участники. Однако для них существует ряд ограничений и нюансов. Физлицо, в так называемых «простых» закупках, может участвовать, не прибегая к процедуре создания ИП или юридического лица. К примеру, если речь идет о приобретении дома или земельного участка, получении услуг репетитора или гида и т.д., то в качестве документов необходимо предоставить скан копии паспорта, ИНН, банковские реквизиты и контакты.
ВАЖНО: Если организатор торгов заключает контракт с физлицом, то он сам вправе удерживать с него налог на доход физических лиц (НДФЛ).
Также стоит учесть следующее обстоятельство. Если физлицо намерено участвовать в госзакупках или в коммерческих закупках регулярно, то ему все же придется стать ИП или перейти в статус юрлица.
Если в торгах участвует индивидуальный предприниматель, то ему придется отвечать по своим обязательствам имуществом, даже когда ИП будет закрыто. Заказчик сам определяет, удерживать с ИП налог на добавленную стоимость или нет. То есть участник в статусе индивидуального предпринимателя может получить вычет 20% от предложенной цены. Поэтому при участии в тендере и победе при упрощенной системе налогообложения (УСН) стоит заранее запросить разъяснения.
Юридические лица, работающие по упрощенной системе налогообложения, должны обратить особое внимание на условия оплаты. Также стоит иметь в виду, что разные юрлица должны готовить различные пакеты документов. Эксперты рекомендуют создавать общество с ограниченной ответственностью с одним руководителем. Это избавит вас от необходимости проводить общее собрание для того, чтобы принять те или иные решения.
Стоимость участия
Участие в закупках на электронных площадках не бесплатное, существуют различные тарифы, которые зависят от политики площадки. Для представителей малого и среднего предпринимательства существует ряд льгот. Также бывают случаи, когда плата взимается только с победителя торгов.
В коммерческих тендерах, как и в госзакупках, довольно часто встречается обеспечение заявки и обеспечение исполнения договора. Это гарантия того, что поставщик имеет необходимые средства и ресурсы для исполнения своих обязательств.
Может ли победить новичок?
Здесь следует обратить внимание на предмет закупки. В тендерах, где речь идет об обычных товарах, – к примеру, поставка мебели для офиса, небольшие ремонтные работы и проч., – нет специальных требований. Побеждает, тот, кто предложил наименьшую цену.
Однако при сложной закупке к участникам могут предъявляться дополнительные требования:
- необходимо иметь лицензию, которая подтверждает, что вы проводите определенные виды работ или являетесь членом саморегулируемых организаций (СРО);
- вы можете подтвердить, что успешно проводили аналогичные виды работ;
- вам надо предоставить сведения о сети филиалов и представительств;
- вы должны предоставить данные по выручки за последний год;
- вы можете доказать, что у вас есть необходимая техника, работники соответствующего уровня подготовки, собственные производственные мощности.
Как показывает практика, в большинстве случаев коммерческие тендеры проходят в условиях реальной конкуренции. Если же кто-то из участников закупки полагает, что его права были ущемлены, то можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Рассмотрят заявление в течение 30 календарных дней. Итоги торгов могут быть аннулированы, а организатора тендера могут привлечь к административной ответственности по ГК РФ.
Какие риски нужно учесть?
Необходимо помнить, что у коммерческих заказчиков больше свободы. Поэтому в некоторых случаях они могут отменить подписание контракта. Другими словами, покупатель может просто передумать.
Увы, иногда в коммерческих тендерах встречаются разные мошеннические схемы. К примеру, фирма-однодневка может зарегистрироваться на электронной площадке в качестве организатора торгов, заявить о нескольких крупных закупках, получить средства в качестве обеспечения заявок и скрыться в неизвестном направлении.
ВАЖНО: Чтобы избежать мошеннических афер, следует хорошо изучить компанию, которая объявляет закупки. Особое внимание необходимо уделить тому, как долго эта компания находится в данной нише. Это позволит существенно снизить риски.
Как избежать ошибок?
- В тендерах ключевую роль играет закупочная документация, поэтому изучайте её досконально и уточняйте непонятные вопросы.
- Не стремитесь победить в торгах любой ценой, необходимо заранее рассчитать, по какой цене вы готовы продать товар, чтобы получить прибыль.
- Не срывайте сроки поставок – это удар по репутации. Кроме того, некоторые заказчики за опоздание отгрузки продукции могут разорвать контракт.
- Обращайте внимание на опыт заказчика, чтобы не стать жертвой мошенников.
Желающему поучаствовать в торгах необходимо помнить, что в них, прежде всего, заинтересован сам заказчик. Очень важно хорошо подготовиться к тендеру, изучить детально запрос заказчика, чтобы одержать в нем победу.
Итог
Участие в коммерческих тендерах позволяет найти новых партнеров и выйти на совершенно иной рынок. Если вы покажете свою стабильность и ответственность в сфере коммерческих закупок, то будете регулярно получать заказы.
Преимущества коммерческих тендеров:
- возможность поучаствовать в срочных закупках, что позволяет поставщику продать свой товар с наценкой;
- максимально быстрая оплата по контракту, что включает в себя также аванс и предоплату;
- высокая вероятность найти покупателя на регулярной основе;
- минимум бюрократии.
Конечно, есть и свои минусы. Не надо забывать, что организатор закупок может выдвинуть дополнительные условия и требования к участникам. К примеру, подтверждение финансовой состоятельности или наличия необходимой производственной базы.
В целом, коммерческие тендеры играют важную роль в вопросе совершенствования бизнес-процессов: для заказчиков – это эффективный и безболезненный способ обеспечить себя необходимыми товарами и услугами, для поставщиков – это новый рынок сбыта и партнерство с крупными клиентами, которые могут стать постоянными.