Какую форму собственности выбрать для работы на маркетплейсе
На маркетплейсах могут продавать индивидуальные предприниматели, организации и самозанятые. Тем не менее нужно учитывать особенности каждой из форм собственности. Почему одни продавцы выбирают ООО, а не ИП, а другие — наоборот, разберемся в статье.
Статус самозанятого для торговли на маркетплейсах
Люди, которые сами делают и продают, на маркетплейсах стали появляться не более 2 лет назад. Выход на миллионную потенциальную аудиторию в октябре 2019 им открыл Wildberries.
Сейчас самозанятым продавать можно на:
- Wildberries
- Ozon
- AliExpress
Для маркетплейса этого достаточно, если селлер не собирается перепродавать товары и его годовой доход не более 2,4 млн рублей.
Например, продавать связанные лично костюмы можно, а закупленные на фабрике товары - нет. Можно продавать сшитый на своей машинке комплект постельного белья, но нельзя, если он сшит по контракту на производстве. То есть в продажу идут товары, к созданию которых самозанятый приложил личные усилия.
Раньше основной площадкой для торговли самозанятых были соцсети, сегодня же выход самозанятых на маркетплейсы - не только возможность сохранить свой бизнес, но и масштабировать его.
Самозанятые на маркетплейсе имеют скидки и сниженную комиссию. К слову, Ozon через 3 месяца после старта продаж позволяет выводить выручку каждый день вместо двух раз в месяц. Да и за счет низкого налога в 6% в этой категории находиться выгодно, если, конечно, продавец не имеет планов на масштабирование бизнеса.
Если же планируется расширение бизнеса и закупка товара у других производителей, то следует заранее определиться, что выбрать ИП или статус самозанятого.
Индивидуальный предприниматель на маркетплейсах
Правило о запрете перепродажи товаров касается и индивидуальных предпринимателей, которые работают на спецрежиме НПД. Индивидуальные предприниматели на патенте (ПСН) торговать на маркетплейсах не могут совсем, это запрещает закон (ст. 346.43 НК РФ).
В иных случаях статус ИП подходит для маркетплейса. И будет удобным вариантом, если вы работаете без партнеров и хотите попробовать торговлю на электронных площадках. Для получения статуса ИП понадобится минимум документов, да и закрыть ИП при необходимости достаточно просто. Упрощенная система налогообложения - еще один плюс в этом статусе.
ИП при торговле на маркетплейсах может использовать ОСН, УСН или НПД. При выборе важно учесть сложность учёта, налоговую нагрузку и количество платежей и отчётности. Наиболее простая и удобная система — «упрощенка». Относительно ОСН ее налоговая нагрузка ниже и приходится сдавать меньше отчетности.
В сравнении с НПД «упрощенка» выше по лимитам дохода, можно перепродавать товары и нанимать сотрудников.
В рамках спецрежима ИП должен выбрать один из объектов налогообложения:
• 6% с доходов (расходы не превышают 60% оборота магазина);
• 15% на разницу между доходами и расходами (себестоимость товаров больше 60% оборота).
Лишь одного правильного варианта налогообложения нет, он подбирается индивидуально под особенности бизнеса.
Бухучет ИП может вести лично без найма отдельного специалиста или получать эту услугу на аутсорсе, а также самостоятельно принимать управленческие решения. Со своего счёта Индивидуальный предприниматель может снимать наличные.
Среди главных минусов ИП — личная имущественная ответственность перед кредиторами и обязательные платежи в ПФР и ФФОМС, даже если прибыли нет.
У ИП могут возникнуть трудности в оформлении бренда или товарного знака. Среди возможных трудностей и предпочтение крупных поставщиков и курьерских служб работать с ООО.
Вопрос, что лучше выбрать ООО или ИП для маркетплейса, очень частый при планировании бизнеса в e-commerce. Далее рассмотрим оформление ООО.
ООО для маркетплейса
Отличие ООО от ИП — в финансовой ответственности уставным капиталом перед кредиторами и контрагентами вместо личного имущества. ООО, как правило, оформляют партнёры для распределения доли в бизнесе согласно объёму участия в уставном капитале.
У ООО есть явные преимущества перед ИП. ООО проще привлекать инвестиции, это важный момент на этапе масштабирования бизнеса.
Если зафиксировать убытки, то платить налоги не нужно. Можно продать долю и бизнес целиком, если вдруг примете решение уйти из этой сферы.
Трудности при работе в качестве ООО:
• невозможность вывести деньги из ООО напрямую;
• выплата дивидендов раз в квартал;
• необходимость вести бухучёт;
• процесс регистрации ООО чуть сложнее, чем ИП.
Если вам с партнерами интересно, как работать на маркетплейсе, и планируются серьёзные финансовые вложения, то разумнее будет открыть ООО.
Как зарегистрировать юрлицо, ИП или самозанятость и открыть расчётный счёт
Регистрация формы собственности возможна даже из дома, можно получить статус через банк, в котором сразу и открыть расчётный счёт. Либо, загрузив документы в единый личный кабинет маркетплейсов LK.MARKET.
Для регистрации ИП нужны:
- паспорт;
- заявление;
- ИНН;
- квитанция об оплате государственной пошлины.
Для ООО дополнительно понадобятся:
- уставное документы;
- протокол собрания партнеров или решение, когда один учредитель;
- документ о регистрации юридического адреса.
Во время регистрации нужно выбрать систему налогообложения и ОКВЭД.
Чтобы выбрать ОКВЭД, необходимо определиться, будете ли вы продавать только онлайн или появятся ещё и офлайн-точки.
В 2022 году для продаж на маркетплейсах подходит ОКВЭД 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети интернет».
Потребуется открыть расчётный счёт, чтобы вести расчёты с маркетплейсом.
Не так важно, какую форму собственности предпочёл селлер, он должен знать, как управлять заказами на маркетплейсе, следить за остатками, вовремя обрабатывать заказы, проводить их аналитику – иначе попадёт под блокировку маркетплейсом или потеряет прибыль. Контролировать эти процессы трудно, если товарная матрица широка и торговля идёт на нескольких маркетплейсах. Достаточно просто это решается, когда упрощенная работа на маркетплейсе возможна через сервис единого окна.
В LK.MARKET можно автоматически загружать карточки товаров, следить за остатками, менять цены одновременно на всех маркетплейсах, прогнозировать поставки, вести работу с отзывами и вопросами, получать аналитику продаж на основе умных алгоритмов.