Когда “рук не хватает”: зачем бизнесу менеджер маркетплейсов?
По данным hh. ru количество вакансий для менеджеров маркетплейсов выросло в 200 раз с 2018 года. Сегодня обучение маркетплейс-менеджменту предлагают, кажется, все — от Instagram-блогеров до онлайн-школ. Разбираемся, какие требования предъявляются к менеджерам маркетплейсов и что делать, если работать на маркетплейсах хочется, но “рук не хватает”.
Менеджер маркетплейсов: кто это, и зачем он нужен?
На первый взгляд работа на маркетплейсах кажется простой — загрузил товар и жди прибыль. Однако в реальности продажи на маркетплейсах больше похожи на работу отдельного бизнеса, где нужно разбираться и в финансовых показателях, и в маркетинге, и в дизайне. Поэтому менеджер маркетплейсов — это многопрофильный специалист, который полностью сопровождает продажи товаров в рамках выбранной торговой площадки.
В его работу входит:
создание и управление карточками товаров на маркетплейсах;
организация упаковки и доставки товаров;
контроль продаж;
маркетинговое продвижение товаров;
анализ конкурентов;
подготовка контента для карточек товаров: фото, инфографика, rich-контент, видео;
формирование ценовой стратегии;
- работа с клиентами: ответы на отзывы и вопросы, согласование персональных скидок.
У собственника бизнеса не хватит времени, чтобы закрыть такой объем работы самостоятельно. Также как и у условного маркетолога — совмещать свои основные обязанности с ведением продаж. Поэтому отдельный менеджер маркетплейсов — это необходимость для компаний, которые всерьез задумываются о работе на торговых площадках.
Какими навыками должен обладать маркетплейс-менеджер?
Список основных навыков, необходимых для успешной работы с маркетплейсами, может выглядеть так:
умение анализировать информацию и работать с системами аналитики;
продвинутая работа с Excel (поверьте, этот пункт должен быть на первом месте);
- экспертиза в работе с рекламными инструментами;
- понимание принципов маркетинга: стратегия, ценообразование, продвижение;
- работа с графическими редакторами, знание основ дизайна и верстки;
- понимание базовых финансовых показателей работы проекта;
- развитые коммуникативные способности: общаться придется много — начиная от клиентских запросов, заканчивая тех. поддержкой маркетплейсов;
- умение работать с документами и отчетами;
- базовое понимание работы логистических систем;
- развитые организационные способности;
- стрессоустойчивость.
Довольно трудно найти человека, в котором одновременно сочетались бы все эти возможности. И если поиски затянулись, попробовать запустить продажи можно либо с помощью специалиста на аутсорсе, либо обратившись к технологическим партнерам.
Штатный специалист или технологический партнер
Для небольших магазинов, где количество товарных позиций не больше 10 штук, с работой на онлайн-площадках справится и 1 выделенный специалист, привлекая под отдельные задачи дизайнера или таргетолога на аутсорс.
Если это средний или крупный бизнес, а объем загружаемых товаров уходит далеко за 20 позиций — потребуются несколько штатных специалистов на полный день или услуги технологических партнеров.
Команда технологического партнера настраивает продажи на маркетплейсах “под ключ”. На российском рынке таких компаний больше 100. В Беларуси технологический партнер Ozon пока один.
Набор услуг технологического партнера включает все необходимое для успешного старта и развития на маркетплейсах: от подключения к торговым площадкам до доставки. Как правило у технологических партнеров есть собственный пул блогеров, фотографов, таргетологов, дизайнеров и прочих специально обученных людей, чтобы потребности бизнеса по работе с маркетплейсами могли быть закрыты в одном месте. Стоимость услуг варьируется в зависимости от объема планируемых к продаже товаров и может быть как фиксированной ценой, так и процентом от оборота.
Если выйти на Ozon и Wildberries хочется прямо сейчас, а выделить менеджера среди штатных специалистов не получается, то помощь технологического партнера позволит настроить магазин и получить первые продажи пока разыскивается штатный менеджер маркетплейсов.
Совместный оборот Ozon и Wildberries за 2021 год превысил 1,2 млрд. долларов, а количество покупателей — 138 млн. пользователей. Не удивительно, что многие предприниматели хотят начать работать с этими популярными торговыми площадками. Главное, понимать, что запуск продаж на маркетплейсах — это полноценная и трудоемкая работа, для которой нужен отдельный специалист. При этом проверить гипотезу о старте продаж можно и собственными силами, но если вы рассчитываете на положительный результат не обойтись без помощи специалистов с опытом работы на маркетплейсах.
Хотите настроить эффективную систему продаж на маркетплейсах, но не хватает времени заняться этим самостоятельно? Global Sales — технологический партнер Ozon и ваш персональный менеджер маркетплейсов. Создадим готовый канал продаж ваших товаров на популярных торговых площадках, пока вы фокусируетесь на развитии бизнеса.