Adidas, HP и другие: идеи инноваций в ритейле по мотивам европейского саммита GK Retail Innovation Summit

Меня зовут Кристина, я работаю продакт-менеджером в New Yorker и веду канал Product Games в Telegram на продуктовую тематику.

Две недели назад нас пригласили на GK Retail Innovation Summit. Мероприятие прошло в Берлине, где представители крупных ритейлеров Европы и обслуживающих их компаний обсудили инновации. Среди них: Adidas, HP, сам GK и другие.

На саммите, в частности, обсуждали: варианты для обеспечения доступности магазинов 24/7, в том числе концепцию "умных" магазинов; как должны выглядеть POS-системы в современном мире; адаптацию пользовательского опыта из онлайна в физических точках.

Ниже поделилась основными тезисами и фото с конференции. Информация полезна тем, кто работает в ритейле и / или интересуется инновациями там. Ее можно использовать как наводку о том, что можно применить в своих продуктах и сервисах.

Оглавление

Задачи перед ритейлерами

Список задач, которые стоят в основном перед продуктовым ритейлом с точки зрения инноваций:

  • Сделать магазины доступными 24/7
  • Улучшить взаимодействие с молодым поколением - в том числе за счет интеграции онлайн опыта в офлайн
  • Сократить шаги для покупки
  • Сделать удобным покупку 1-2 товаров. К слову сейчас в среднем покупатель добавляет в продуктовую телегу 5-10 товаров.

Побочные эффекты инфляции и решения для них

В Европейских странах и России сейчас двузначная инфляция. В связи с этим:

  1. Покупатели ищут более дешевые товары
  2. Органические продукты и прочие задачи класса "люкс" становятся менее важными
  3. Покупатели больше покупают в дискаунтерах
  4. Количество краж увеличивается

Для первых трех эффект спикер предложил в качестве решения для ритейлеров динамическое ценообразование.

Для последней проблемы спикер рекламировал решение, с помощью которого они анализируют в режиме онлайн поведение покупателей и определяет, чью корзину стоит проверить на предмет воровства.

Adidas и взгляд на роль POS-систем в будущем

Основная мысль - в условиях мобильных POS-систем физическая точка больше не нужна.

Что предлагает Adidas:

  • стационарные точки продаж
  • мобильные точки продаж
  • киоски для самостоятельного оформления продаж
  • точки продаж в мобильном приложении
  • дополнительные инструменты: например, покупатель может через приложение запросить размер без общения напрямую с консультантом
Adidas, HP и другие: идеи инноваций в ритейле по мотивам европейского саммита GK Retail Innovation Summit

Adidas видит POS-системы будущего как комбинацию гибких и инновационных пользовательских интерфейсов и модульного бэкенда.

Adidas, HP и другие: идеи инноваций в ритейле по мотивам европейского саммита GK Retail Innovation Summit

HP: настоящее и будущее ритейла

Эта презентация была общей, но помогает структурировать понимание статуса адаптации технологий в ритейле.

Мы верим...
Мы верим...
  • Ритейл продолжит быть одним из секторов, который активно адаптирует возможности информационных технологий (после финтеха)
  • Онлайн продолжит интегрироваться в оффлайн, трансформируя роль магазинов
  • Нехватка персонала продолжит стимулировать внедрение автоматизации процессов и решений на базе AI
  • Кассы самообслуживания будут массово распространены
  • Платежи станут еще более диджитализованными и децентрализованными
  • Вследствие высокой диджитализации ритейла, наличие единой точки обслуживания безопасности и управления станет критичной
Магазин эволюционирует в Phygital мир
Магазин эволюционирует в Phygital мир
  • E-commerce и мультиканальные интеграции - двигатели изменений в дизайне магазинов
  • Магазины редизайнятся, чтобы выступать в качестве пунктов выдачи и логистических хабов
  • Ритейлеры расширяют варианты использования продуктовых полок и киосков
  • Компании доставки открывают физические точки - таким образом, клиенты могут получать заказы в удобной для них локации
  • Физические магазины повторяют пользовательский опыт из онлайна
Лидирующие ритейлеры будут совмещать онлайн и офлайн опыт
Лидирующие ритейлеры будут совмещать онлайн и офлайн опыт
  • Инструменты e-commerce улучшат использование ресурсов магазинов
  • "Shoppertainment" станет более привлекательным направлением в мире
  • "Домашний" AR опыт будет внедряться в путь пользователя в магазинах
  • Персонализация станет мейнстримом - в качестве примера приводили персонализацию упаковок Coca-Cola
Точки самоослуживания будут чаще выбираться и станут более социально одобряемыми 
Точки самоослуживания будут чаще выбираться и станут более социально одобряемыми 
  • Точки самобслуживания становятся более умными с применением AI
  • "Умные" вендинговые аппараты будут распространяться за пределы Азии и аэропортов
  • Магазины без кассиров и других сотрудников будут становиться все более популярными
Платежи станут еще более диджитализованными и децентрализованными
Платежи станут еще более диджитализованными и децентрализованными
  • С начала пандемии наблюдается 30 % рост бесконтактных платежей в мире
  • Объем транзакций, совершенных клиентами самостоятельно, достигнет 400 миллиардов долларов к 2025 году
  • Платежи с использованием биометрических данных будут расширены на Европу и Америку
  • Анонимная аналитика будет использоваться в качестве альтернативы для программ лояльности

Умные магазины 24/7 - статус и перспективы

4 критерия умного магазина:

  • отсутствие персонала
  • работа 24/7
  • небольшой
  • без касс
  • наличие регистрации для входа
4 критерия умного магазина
4 критерия умного магазина

Ниже представлены варианты развития концепции магазина 24/7 в Германии.

В магазине:

  • Концепция бери и иди - аналог того, что представлял Amazon; в России это тестировала Азбука Вкуса
  • Сканирование и/или продажа с помощью смартфона
  • Гибридная модель

Автоматизированные боксы:

  • Автоматический забор заказа
  • Холодильники и вендинговые аппараты
Варианты развития концепции автоматизированного магазина в Германии
Варианты развития концепции автоматизированного магазина в Германии

В целом, конференция была полезной: поскольку я пришла из финтеха, то для меня это был краткий экскурс. Надеюсь, для вас это было также полезно.

Если вам понравилась статья - ставьте стрелочки вверх, мне будет приятно :). А если вдруг хотите обсудить эту статью в режиме онлайн и/или читать больше статей о продакт-менеджменте, решениях компаний, а также решать продуктовые кейсы - жду в Telegram-канале Product Games

22
Начать дискуссию