Что Джефф Безос написал акционерам Amazon в ежегодном письме: больше экспериментировать и не бояться миллиардных убытков
Самое важное из ежегодного обращения предпринимателя.
11 апреля 2019 года основатель Amazon Джефф Безос разослал акционерам ежегодное письмо о состоянии компании и её планах.
В нём он рассказал о том, как компания привлекла больше независимых продавцов, чем eBay, почему многомиллиардные убытки неизбежны вследствие экспериментов и как Amazon хочет захватывать офлайн-ритейл.
Сравнение с eBay
В 2018 году 58% продаж составили товары от продавцов с нашего маркетплейса. Это значимое достижение: наши собственные продажи выросли с $1,6 млрд в 1999 году до $117 млрд в 2018 году. Каждый год они росли в среднем на 25%.
Но продажи маркетплейса выросли с $0,1 млрд до $160 млрд за тот же период — в среднем рост составил 52% за год. Для сравнения, продажи eBay за это же время в среднем росли на 20% в год, увеличившись с $2,8 млрд до $95 млрд.
Почему независимые продавцы продают на Amazon лучше, чем через eBay? И почему их продажи росли быстрее, чем у высокоорганизованной Amazon?
Это не единственный ответ, но важная часть ответа: мы предлагали независимым продавцам лучшие инструменты, которые мы только могли представить и создать. Самые важные из них — это наш фулфилмент и программа быстрой доставки Amazon Prime. Вместе они значительно улучшили опыт покупок у независимых продавцов.
Успех Amazon Web Services
Среди миллионов пользователей AWS есть как стартапы, так и крупные корпорации, госучреждения и некоммерческие организации, и все они ищут лучшие решения для своих пользователей.
Мы постоянно думаем о том, что нужно людям в этих компаниях, и многое из того, что мы делаем, основано на том, что мы слушаем наших клиентов. Очень важно спрашивать их о желаниях, выслушивать ответы и понимать, как можно построить нужную вещь аккуратно и быстро (скорость важна для бизнеса!).
Но этого недостаточно — самые важные вещи появляются тогда, когда пользователи не знают, что им это нужно. AWS — это пример такого подхода. Никто не просил об AWS, но оказалось, что мир был готов и жаждал вещи, похожей на AWS, но не знал об этом.
У нас было предчувствие, мы следовали нашему любопытству, брали на себя необходимый финансовый риск и начинали строить — перерабатывать, экспериментировать и повторять бесчисленное количество раз. Внутри AWS этот подход повторился неоднократно: например, так мы создали базу данных DynamoDB.
О планах на офлайн-ритейл
В мировом ритейле мы пока остаёмся мелким игроком — в том числе потому, что у наших конкурентов около 90% продаж приходится на физические магазины. Мы долго думали, чем мы можем привлечь покупателей из обычных магазинов, и ответ нашёлся в виде Amazon Go.
Здесь у нас есть чёткое видение: нужно избавиться от касс, худшей части офлайн-магазинов.Это было сложно, нам пришлось привлечь много специалистов, разработать собственные камеры и алгоритмы, и сделать так, чтобы технология была невидимой. Реакция покупателей была наградой, многие описывают Amazon Go как «магию».
О важности неудач
По мере роста компании всё должно масштабироваться, в том числе ваши неудачные эксперименты. Если их размеры не растут, вы не создаёте что-то значимое.
Если Amazon будет экспериментировать в масштабе, нужном для компании нашего размера, мы иногда будем сталкиваться с многомиллиардными провалами.
Конечно, мы не будем проводить такие эксперименты наобум. Мы будем много работать, но не все инициативы окупятся. Хорошая новость для акционеров в том, что одна удачная ставка может покрыть все наши неудачи.
Мы разрабатывали смартфоны Fire и колонки Echo одновременно. Несмотря на то, что Fire оказался провалом, мы получили опыт, который позволил ускорить создание Echo и помощника Alexa.
За всё время было продано больше 100 млн устройств с Alexa, на рынке есть больше 150 моделей с помощником. И будет ещё больше.
О зарплатах сотрудников
В прошлом году мы повысили минимальную заработную плату до $15 в час для всех сотрудников в США. Мы верим, что это принесет пользу нашему бизнесу, поскольку мы инвестируем в наших сотрудников.
Но решение было принято не из-за этого. Мы всегда предлагали конкурентоспособную зарплату. И мы решили, что пришло время стать лидером — предложить зарплаты, которые выходят за рамки конкурентных. Мы сделали это, потому что это кажется нам правильным.
Сегодня я бросаю вызов нашим конкурентам (вы знаете, о ком я говорю!) и хочу, чтобы они подняли своим сотрудникам минимальную зарплату до $15 в час. Сделайте это! Ещё лучше, если вы дойдёте до $16 и бросите нам вызов. От этого соревнования победят все.