Безналичные платежи в торговых аппаратах

Нужны ли новые способы оплаты в автоматизированной торговле и кому?

Безналичные платежи в торговых аппаратах

Меня зовут Александр Суслов, я являюсь сооснователем «VendoPay». Сегодня я бы хотел поговорить о безналичной оплате в торговых аппаратах.

Нужно ли это автоматизированной торговле?

В больших и малых городах люди все чаще совершают покупки в торговых аппаратах. Кофе, вода, легкий перекус, глазные линзы, да что угодно! Тенденция развития автоматизированной торговли на лицо: в конце 2018 г. количество торговых аппаратов на территории РФ составило 217 000 штук.

Пользуетесь ли вы торговыми аппаратами? Уверен, что многие из вас делали это хотя бы один раз за этот год. Лично я часто стал покупать кофе. Это удобно, особенно если в офисе нет хорошей кофе машины, в чем часто упрекает меня мой бизнес-партнер Роман Саврулин :). В какой-то момент мы поняли, что чаще всего отказываемся от покупки не потому, что нас не устраивает цена на кофе, а потому что в кармане нет нужного количества мелочи.

На момент написания этой статьи чуть более 20% всех вендинговых аппаратов имеют средства для приема безналичной оплаты. Рост за последние два года составил около 300% (по данным организатора VendExpo). Первое, что пришло в голову: "Почему так мало? Это же чертовски удобно!" Мы обратились с этим вопросом на профильные форумы. Оказалось, что в большинстве своем, рынок вендинга просто не готов к дополнительным тратам на новое оборудование. Совсем недавно многие владельцы вложились в системы телеметрии и онлайн кассы, чтобы удовлетворить условия закона 54-ФЗ. Стоимость модуля приема безналичных платежей может варьироваться от 12000 до 20000 рублей. Не стоит забывать и о комиссии за эквайринг в 2-3%, но это отдельная история. На тех же профильных форумах можно встретить разные настроения владельцев вендинговых аппаратов на тему безналичных платежей. Вот некоторые из них:

1. Новых покупателей я не привлеку. Изменю лишь соотношение покупок за наличные и безналичные за свой счет. Потому что придется платить комиссию за эквайринг.

2. Мои конкуренты не ставят и я не буду. Подождем, пока кто-нибудь придумает более доступный способ.

3. За безналичными платежами будущее. Опыт Азии и Европы прямо свидетельствует об этом.

Разумеется, предприниматели, владеющие торговыми аппаратами отличаются. Для тех, у кого вендинг это основной бизнес, характерно третье мнение. Второе мнение присуще тем предпринимателям, у кого вендинг - это источник дополнительного заработка. Первое мнение разделяют компании (автосервисы, салоны красоты, медицинские центры), которые покупают торговые аппараты для удобства своих клиентов.

Стоит коротко сказать о росте доли безналичных оплат:

По данным Росстата и ЦБ, в 2010 году доля безналичных оплат в рознице составляла всего 5%. С тех пор доля оплаты банковской картой выросла до 46% (примерно 18 трлн рублей), то есть почти каждый второй россиянин сейчас платит карточкой. Услуга перешла из категории привилегированных в обычные.

Михаил Ганелин, Cтарший аналитик «АТОН»

Какие выводы можно сделать? Ведущие игроки на рынке и те, для кого автоматизированная торговля является основным бизнесом, готовы внедрять прием безналичных платежей в своих автоматах. Однако совокупные затраты на внедрение функций безналичной оплаты являются сдерживающим фактором.

Не стоит забывать про HoReCa (акроним от "Hotel, Restaurant, Cafe"). Последняя тенденция - размещение кофе машин в офисах, АЗС, отелях без арендной платы от арендатора. В кофе машину встраивается модуль безналичной оплаты. Таким образом сотрудники крупных компаний сами оплачивают и свой кофе, и аренду кофе машины.

В данной статье уже упоминалось, что основным способом приема безналичных платежей в вендинге являются полноценные банковские терминалы или площадки бесконтактной оплаты. Оплата через мобильное приложение - еще один вариант. Что может дать такой способ бизнесу и покупателям? Во-первых, встраиваемое оборудование имеет более привлекательную стоимость. Во-вторых, пользуясь приложением, покупатель оставит информацию о себе. Это может быть адрес электронной почты, номер телефона, дата рождения, геолокация, пол и тд. Бизнес получает возможность больше узнать о своем покупателе, а также прямой контакт с ним с помощью уведомлений и опросов. Знание своей целевой аудитории даёт больше возможностей правильно с ней взаимодействовать. Хорошим примером взаимодействия с покупателем является система лояльности. Покупатель же получает скидки, бонусы, бесплатные покупки, купоны :)

Если вы являетесь владельцем или арендатором торговых, или кофе машин, напишите в комментариях, с какими проблемами вы столкнулись, когда решили внедрить безналичную оплату. Смело обращайтесь в личные сообщения, если вам интересна тема данной статьи.

Безналичные платежи в торговых аппаратах
44
2 комментария

Если ЦБ разрешит оплату по QR кодам, то это существенно упростит(удешевит) внедрение?

1
Ответить

Если смотреть на техническую сторону вопроса, то скорее всего внедрение будет дороже, потому что для их решения Потребуется наличие интернета на автомате. А вот популярность естественно возрастёт

1
Ответить