Проще торговать турецкими кофтами. Как мы научились продавать оборудование для майнинга в России
Привет! Меня зовут Богдан, я основатель GetAsic. В 2017 году мне показалось, что продавать оборудование для майнинга — классная идея. Я сам часто ездил в Китай, поэтому думал, что можно покупать там асики подешевле, привозить в Россию и продавать уже здесь дороже. Отличная схема, надежная, как швейцарские часы. Разве что чуть сложнее, чем возить «серые» айфоны или кофты для Вайлдберриз. Как же я ошибался.
Вылезло столько проблем, о которых я даже не догадывался. Но кажется, что за пять лет работы у меня получилось сделать нормальный сервис. Клиенты приходят даже после 2022-го, когда вроде вся криптовалюта рухнула, а цены на оборудование колбасило от курса валют. Рассказываю, с какими проблемами мы столкнулись и что делаем в ситуациях, когда всё идет не так.
Устали отвечать на вопросы и сделали калькулятор доходности
Не все наши клиенты понимают, какое оборудование им нужно, в каком количестве и как его правильно выбрать. Иногда даже приходится объяснять с азов, что такое майнинг и какая бывает крипта, но самый частый вопрос — «Сколько я смогу заработать на этом?».
Когда мы начинали развиваться, у нас были силы и ресурсы: мы консультировали каждого клиента, вместе рассчитывали доходность и обсуждали детали вплоть до стоимости электричества. Потом поняли, что на такую помощь уходит много времени, да и мы повторяем одну и ту же информацию несколько раз. В итоге мы придумали калькулятор доходности и разместили его на сайте — теперь всё можно посчитать онлайн.
Конечно, это не отменяет нашу помощь и консультации, но калькулятор отлично экономит нам время. Он помогает клиентам понять, насколько они вообще готовы подаваться в майнинг и ждать год, пока вложения окупятся. Калькулятор дает примерные результаты: доходность может меняться из-за скачков курса валют, изменения стоимости или плавающего хешрейта.
Если после расчетов у клиентов всё равно остаются вопросы, уже здесь подключается менеджер и помогает разобраться в цифрах, объясняет логику расчетов или оформляет заказ, если всё устраивает.
Ушли в минус и стали фиксировать стоимость
Мы работаем как все нормальные компании: составляем договор и предоставляем официальные документы. Оплату принимаем разными способами: можно заплатить нам в рублях, а можно криптовалютой напрямую поставщику, оставив нам небольшую комиссию в рублях. Почти вся техника у нас на заказ, поэтому мы работаем по предоплате от 30 до 50%.
Стоимость оборудования напрямую зависит от курса доллара и крипты. Многие клиенты опасались, что им придется доплачивать, если в процессе доставки асики подорожают. Им это не нравилось: никто не готов покупать дорогую технику в формате лотереи.
Мы решили зафиксировать цену оборудования в договоре для каждого клиента. Общая сумма покупки не изменится, даже если подорожает доставка или закупочная стоимость асиков резко вырастет.
В большинстве случаев схема работает нормально, но иногда она нас подводит. Бывает, подписали документы, получили предоплату и не успели заказать оборудование в тот же день, потому что замотались или в Китае уже ночь, — на следующий доллар скакнул и закупочная цена поднялась. Ничего не поделаешь, приходится компенсировать разницу из своей наценки и выходить в ноль, иногда даже в небольшой минус.
Порой бывают и обратные ситуации: когда клиент оплачивает асики, а на момент нашего заказа у поставщика они становятся дешевле. Казалось бы, это дополнительная прибыль, но везет нам не так часто, как хотелось бы. А после одной истории мы даже напрягаемся, когда оборудование начинает стремительно дешеветь.
Покупатель оформил заказ на 10 асиков и внес предоплату 30%, всё как обычно. Но пока оборудование доехало в Москву, оно сильно упало в цене. Клиент сказал, что не будет оплачивать остаток, и просто забрал три асика — в счет предоплаты. Можно сказать, он практически силой вынес их из офиса и уехал. Мы не стали с ним разбираться, да и охраны тогда у нас не было. Остальные семь асиков мы продали самостоятельно с убытками около 20–30%.
Разбирались с поставщиками из-за низких параметров
С момента оплаты до получения товара клиенту приходят автоматические сообщения о статусе груза — например, товар заказан у поставщика, отгружен на склад, товар на таможне или уже прибыл в страну. Так клиент знает, где его заказ, и меньше переживает, а мы можем оперативно подключиться, если возникнут сложности.
После оформления заказа к каждому покупателю прикрепляется личный менеджер, который ведет его по всем этапам покупки.
Сначала мы закупаем оборудование в Китае и уже в этот момент отправляем клиенту отчеты с фото и видео, а также серийные номера устройств.
Мы понимаем, что купить асик за несколько тысяч долларов — это не кроссовки заказать. Покупка дорогая, поэтому мы не хотим, чтобы клиенты лишний раз переживали из-за оборудования или доставки.
Как только оборудование приезжает на склад в Москве, мы его еще раз проверяем и отправляем отчет, после чего договариваемся с покупателем о доставке. Можно отправить оборудование по России или приехать в офис — как будет удобнее.
Звучит всё просто, но и тут бывают проблемы, на которые мы не можем повлиять.
Производительность каждого асика может отличаться от предыдущих, потому что она зависит от многих факторов — качества комплектующих или аккуратности сборки. Один раз мы на этом обожглись: производитель обещал выпустить майнер с мощностью хешрейта 9,5 GH/s, но в итоге она оказалась ниже на 5%. Такое иногда случается на заводе — мы не можем на это повлиять.
В таких случаях мы идем к покупателю и предлагаем пересчитать общую стоимость, потому что отменить заказ уже нельзя. Мы считаем, что это честно: покупатель платит за определенное оборудование с нужной мощностью за полную цену. Меньше мощность — ниже цена.
В нашей ситуации мы компенсировали клиенту порядка 1000 долларов за каждое устройство, точнее, просто уменьшили оплату на эту сумму.
К сожалению, в итоге производитель не пересчитал стоимость оборудования и не вернул нам разницу в сумме, так что мы взяли убытки на себя.
Когда случаются похожие ситуации, к приходу оборудования мы уже знаем, что у него меньше мощность. Поэтому мы предупреждаем клиентов, что производительность может отличаться на ±3% от заявленных на сайте и если разница будет больше, то мы пересчитаем стоимость оборудования.
Создали собственный сервисный центр
В России нет официальных дилеров или представителей у производителей асиков, но оборудование всё равно нужно проверять, обслуживать и ремонтировать. Поэтому мы сделали собственный сервис с крутыми профи, которые настраивают асики и чинят их, если что-то сломается. Так клиенты чаще к нам возвращаются и советуют друзьям, потому что мы не бросаем их после покупки и всегда готовы помочь.
Мы настраиваем асики даже для совсем новичков: регистрируем пулы, подключаем кошелек. Когда человек получит устройства у себя, ему будет достаточно просто воткнуть их в розетку и подключить интернет — и майнинг начнется автоматически.
Если с техникой случаются неполадки, мы помогаем их решить. Обычно мы предлагаем клиенту отправить оборудование к нам на проверку, а потом мы уже сами отправим ее на завод или в сервис и вернем обратно. Так мы уверены, что технику починят и сделают это качественно.
Однажды у нас случилась довольно смешная история. Покупатель заказал оборудование, мы, как обычно, всё проверили в Москве, настроили и отправили к нему в другой город. Клиент после получения сказал, что устройства работали на 50–70% от общей мощности, а иногда вообще не запускались. Мы попросили вернуть асики нам и проверили их снова — всё было в порядке. Так несколько раз и пересылали технику между городами, пока не поняли, что эта модель очень восприимчива к напряжению. Оказалось, у клиента уровень напряжения был ниже, чем нужно, из-за этого и отключался блок питания. В итоге со всем разобрались: подсказали, как решить проблему, чтобы оборудование работало на полную.
Но всё еще иногда ошибаемся
Кажется, что с таким сервисом мы работаем себе в минус: некоторые клиенты не выкупают оборудование, мы теряем деньги на скачках курса валют или крипты, а производители отправляют технику с параметрами ниже заявленных.
Да, такое случается. Например, у нас до сих пор на складе лежат видеокарты, которые клиент отказался выкупать несколько лет назад. Они упали в цене, поэтому пылятся на складе.
Иногда мы ошибаемся сами — недавно отправили клиенту заказ, хотя не получили от него вторую часть оплаты. Переживали, конечно, кто-то даже поседел, но всё в порядке: покупатель оказался добросовестным, и мы получили всю сумму.
Но мы уверены, что хороших клиентов большинство. Иногда бывает тяжело и хочется всё бросить, но спустя столько лет работы я понимаю, что почти любую проблему можно решить.
Наверняка мы можем стать еще лучше, поэтому расскажите, что думаете о нашем сервисе и что хотели бы получить вы, если бы покупали такое дорогое оборудование?