Франчайзинг в новой реальности: как продуктовые франшизы помогают предпринимателям создавать устойчивый бизнес
События последних лет определили новые правила игры и фактически вынудили компании научиться быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Турбулентность в экономике, снижение покупательской активности, уход ряда западных брендов, необходимость выстраивать заново логистические цепочки и искать альтернативы — с этими сложностями столкнулся не только крупный, но и малый и средний бизнес.
Как решиться открыть собственное дело в такие времена? Одним из способов, который даст возможность пробовать свои силы с минимальными рисками, является франчайзинг. Сегодня в блоге «Франшиза на 5» подробнее о том, как с помощью франшизы начинающие и опытные предприниматели могут подстраховать себя и запустить успешный бизнес.
Вызовы времени, или что делает нас сильнее
Со времен пандемии бизнес в России проходит серьезную проверку на прочность, проявляя недюжинную скорость реакции и адаптивность. И все трудности сопряжены еще и с укрепившимся трендом на бережливое, более рациональное и вдумчивое потребление. Еще бы, по итогам прошлого года реальные располагаемые доходы, по оценкам Росстата, сократились на 1%. Кажется, это не самое удачное время, чтобы начинать свое дело. Особенно, если вы пробуете это впервые. Но с выводами спешить не стоит.
Даже в такие непростые времена продуктовый ритейл демонстрирует стабильность и приносит прибыль. Данные агентства Infoline показывают, что рынок розничных продаж и продовольственных товаров за прошлый год увеличился на 13,4% до 21 трлн рублей. Как это происходит и почему продовольственный ритейл оказывается одной из самых устойчивых отраслей экономики?
1. Продукты питания люди покупают независимо от экономической ситуации. Это товары первой необходимости, которые будут востребованы всегда;
2. За несколько лет сменяющих один другого кризисов, отрасль стала более адаптивной, гибкой — быстрее подстраивается к изменениям и умеет минимизировать потери.
Собственный магазин или франшиза?
Выбирая собственный бизнес, предприниматель получает не только свободу выбора и решений, но и груз ответственности за возможные ошибки и промахи. Успех в таком случае может зависеть и от множества внешних факторов, справляться с которыми нужно будет самостоятельно. И если не хватит опыта и сноровки, дело может закончиться крахом. Поэтому те, кто хочет подстраховать себя, чаще вместо полностью своего дела выбирают работать по франшизе. Так можно получить готовую, рабочую модель бизнеса и всестороннюю поддержку.
Франшиза известного и успешного бренда = ряд преимуществ:
- рабочая бизнес-система, готовая к запуску;
- известный бренд, имя и репутация, и как следствие — лояльная целевая аудитория;
- небольшие расходы на рекламу или вовсе их отсутствие, т. к. становясь частью крупного бренда все рекламные коммуникации будут распространяться и на магазин франчайзи;
- база проверенных поставщиков;
- готовые логистические решения;
- поддержка, менторство — в случае с разными брендами могут быть различные пакеты услуг.
Почему именно продуктовый ритейл?
Если вы выбираете, какой именно бизнес открывать — точку общепита, магазин одежды или продуктов, нужно оценить все факторы.
1. Общепит переживает непростые времена еще с начала пандемии. Многие, не выдержав сложностей, просто закрылись. Последние полтора года потребители стали чаще готовить дома, экономить на развлечениях. Спрос на франшизу на рынке общественного питания увеличивался в последние 10 лет активнее, чем в других сегментах. Однако согласно последним исследованиям рынка франчайзинга, в 2022 году темпы роста существенно замедлились, что говорит о нестабильности в сегменте и, возможно, перенасыщении рынка открытыми по франшизе точками.
2. Люди готовы экономить на одежде, обуви, бытовой технике, мебели, но расходы на питание будут сокращаться в последнюю очередь. А в настоящее время продуктовый ритейл чувствует себя прекрасно, он остается актуальным даже в кризисные времена.
3. Отдельно стоит сказать о формате магазинов «у дома». Как правило, это именно продуктовые магазины в шаговой доступности, которые обеспечивают базовые потребности, в первую очередь питание. Тренд на удобство, быстрое получение услуг рядом с домом только продолжит укрепляться.
Сегодня продуктовые франшизы — одни из самых стабильных и востребованных. Это объясняется простым правилом: спрос во франчайзинге следует за потребительским. В первой половине 2022 года инвесторы проявляли самый большой интерес именно к франшизам, обеспечивающим базовые потребности. В большей степени это именно продуктовые магазины.
Спрос на франшизу «Пятёрочки» в 2022 году существенно вырос: в IV квартале мы получили в 2 раза больше заявок, чем в 2021-м. Во II квартале текущего года рост продолжается.
Есть нюансы
Франшиза бывает прямая и обратная. Про плюсы и минусы каждой модели мы рассказывали здесь.
В «Пятёрочке» используется модель обратного франчайзинга. Она позволяет головному бренду соблюдать определенные стандарты во всех магазинах, контролировать и поддерживать самые важные бизнес-процессы. Обычный покупатель едва ли сможет отличить, в «материнском» магазине он находится или во франчайзинговом.
Модель обратной франшизы позволяет предпринимателю получить готовый бизнес, которым можно управлять локально, но получая разностороннюю помощь от франчайзера.
Вложения сторон примерно одинаковые.
«Пятёрочка» обеспечивает:
поставку товара и его оплату;
работу с ассортиментом и ценообразованием;
логистику;
- продвижение, рекламу.
Франчайзи берет на себя организацию операционных процессов и следующие расходы:
аренда помещения;
закупка и обслуживание оборудования;
эксплуатация и ремонт здания;
зарплаты персоналу и оплата коммунальных услуг.
Ежемесячный доход будет составлять около 20% от выручки и перечисляется в виде агентского вознаграждения. При этом «Пятёрочка» делит с предпринимателем все риски, берет на себя больше ответственности за результат.
В прошлом году «Пятёрочка» снизила порог входа для франчайзи до 15 млн рублей, начала предоставлять комплексную поддержку с самого начала сотрудничества: помощь при выборе площадки для магазина и в получении кредита на открытие бизнеса.
Один из недавних кейсов «Пятёрочки. Предприниматель Алексей Филин открыл свою первую «Пятёрочку» по франшизе в городе Долгопрудном Московской области. Важно, что предприниматель не имел опыта ведения бизнеса в продуктовом ритейле.
При выборе франчайзера, по словам Алексея, он ориентировался на следующие критерии:
· востребованность продукции у большого числа потребителей;
· независимость спроса от экономической ситуации и внешних факторов;
· крупный федеральный партнер с надежной репутацией;
· узнаваемый бренд.
Вместо выводов
Сегодня открывать свой бизнес нелегко. Предпринимателю нужно не просто учесть тысячу нюансов, но и быть гибким, быстро подстраиваться под меняющийся контекст. Определенно, легче это делать, когда есть поддержка более опытного наставника. Открытие бизнеса по модели франчайзинга в текущей повестке — один из самых надежных способов работы для предпринимателей. Франшиза дает возможности ускорить рост бизнеса с помощью ресурсов партнера, а продуктовый ритейл — стабильность и неоспоримые преимущества.