«Хабр» поменял в пользовательском соглашении юрлицо с российского на кипрское
ИТ-специалист связывает решение с «нежеланием» выполнять требования для сервисов из реестра ОРИ, но Роскомнадзор может внести в него и иностранную компанию.
Сайт об ИТ-индустрии «Хабр» (бывший «Хабрахабр») поменял юридическое лицо с российского на кипрское, следует из нового пользовательского соглашения на сайте проекта.
При регистрации на сайте или входе в личный аккаунт пользователям сообщают, что с 7 февраля 2020 года действует соглашение с другим юрлицом — Habr Blockchain Publishing LTD («Хабр Блокчейн Паблишинг ЛТД») с офисом в Никосии. До указанной даты пользователи заключали соглашение с ООО «Хабр», зарегистрированным в Москве.
Администрация «Хабра» пока не объяснила причины переноса регистрации юридического лица. На момент написания заметки основатель «Хабра» Денис Крючков не ответил на просьбу vc.ru прокомментировать изменения.
Решение может быть связано с нежеланием выполнять требования, предъявляемые российским законодательством к организаторам распространения информации, предположил член рабочей группы «Связь и ИТ» экспертного совета при правительстве России и создатель Telegram-канала «Эшер II» Филипп Кулин.
Роскомнадзор внёс сайт habrahabr.ru в реестр ОРИ в сентябре 2014 года. В апреле 2018 года «Хабр» переехал на домен habr.com, его в реестре нет. Крючков объяснял это решением расширить аудиторию и выйти на международный рынок.
По «закону Яровой» сервисы из реестра ОРИ в частности обязаны:
- До полугода хранить содержание всех сообщений пользователей, включая видео, аудио и изображения.
- В течение года хранить информацию о фактах передачи любых сообщений друг другу.
- Хранить данные пользователя, в том числе логин, IP-адреса и другие сведения.
- По запросу передавать переписку и прочие данные ФСБ и другим органам, которые ведут оперативно-розыскную деятельности или обеспечивают безопасность России.
За отказ выполнять эти требования сервисам грозят штрафы и блокировка.
Роскомнадзор может вносить в реестр ОРИ сервисы, зарегистрированные на иностранные компании. К примеру, в июне 2019 года в реестр был внесён сервис для знакомств Tinder, принадлежащий американской Match Group.
Денис Крючков основал «Хабр» в 2006 году. По собственным данным, общая аудитория сервисов компании составляет более 10 млн уникальных пользователей в месяц.
Добавлено в 15:00. Денис Крючков объяснил изменения в пользовательском соглашении и политике конфиденциальности в блоге на «Хабре». Кипрская Habr Blockchain Publishing Ltd — это материнская компания, и теперь отвечает за управление «Хабром». Это необходимо для развития на международном уровне, написал Крючков.
Для упрощения восприятия и позиционирования «Хабра» в глобальном интернете было принято решение переструктурировать работу с сайтом так, чтобы он воспринимался не как локальный российский проект, а как глобальный. Для этого мы в том числе внесли изменения в пользовательское соглашение и политику конфиденциальности.
На данный момент документы представлены не в финальной версии и, вероятно, обновятся в будущем, чтобы соответствовать требованиям законодательства.
Изменения не только помогут быть «Хабру» более прозрачным и позиционироваться как глобальный проект, но и помогут упростить работу с нашими клиентами, не являющимися резидентами Российской Федерации. Таких клиентов у «Хабра» становится всё больше, как и пользователей, не владеющих русским языком.
Крючков напомнил, что в 2019 года команда запустила англоязычную версию «Хабра». Сейчас на неё, по его словам, заходят почти 400 тысяч пользователей в месяц.