Как мы придумали короткий формат подкаста про школу и создали «вечный» контент

Привет, мы медиа о школе и образовании «Без Сменки». Мы пишем статьи про ЕГЭ и поступление в вузы, ведём Телеграм-канал, а также выпускаем подкасты про школьную жизнь. Мы уже писали, как появился наш первый подкаст «Без Сменки» и как мы увеличили его аудиторию за два месяца в 10 раз. В этой статье расскажем, как мы запустили наш второй подкаст «Переменка» с короткими выпусками и создали «вечный» контент.

Как мы придумали короткий формат подкаста про школу и создали «вечный» контент

Про короткий формат

Мы заметили, что нашей аудитории — подросткам 15–18 лет — заходят короткие форматы: они смотрят рилсы и тиктоки, читают посты в соцсетях вместо длинных лонгридов. В нашем первом подкасте «Без Сменки» выпуски длились по 30–40 минут, и мы решили сделать «шортсы в мире подкастов» — записывать короткие выпуски по 3–5 минут.

Если подкаст «Без Сменки» был про беседы с экспертами и героями о ЕГЭ и поступлении в вузы, то короткий подкаст мы хотели делать на более широкую тему — что-то про хобби, школьную жизнь и интересы подростков. Чтобы затестить формат и не затратить внутренние ресурсы на подготовку и написание сценариев, решили для начала брать лучшие статьи про психологию и саморазвитие с нашего сайта Без Сменки и озвучивать их, как когда-то делал «Лайфхакер».

Под такой лёгкий формат придумали название — «Переменка». Оно отражало идею и концепцию подкаста. Это что-то быстрое, что можно послушать на перемене в школе или в пятиминутку отдыха между домашками или делами дома.

Полезная пятиминутка с преподавателями онлайн-школы Вебиум и командой медиа Без Сменки. Рассказываем про саморазвитие, учёбу, психологию, здоровье и хобби.

Над «Переменкой» работала та же команда, что и над «Без Сменки»: главный редактор Кристина Бойко, редактор Даша Пилипенко и монтажёр Альберт Шакиров. Зачитывал выпуски ведущий «БезСменки», преподаватель информатики Коля Касперский.

На старте мы записали девять выпусков. И выпустили их в сентябре-октябре 2022 года. Они выходили раз в неделю, когда у подкаста «Без Сменки» было межсезонье.

Подростков в 11 классе волнуют не только экзамены, поэтому мы выбирали темы про саморазвитие и личное
Подростков в 11 классе волнуют не только экзамены, поэтому мы выбирали темы про саморазвитие и личное

Про поиск идеи: как появились спецсезоны

Выпуски слушали, но мы не могли конкурировать с другими подкастами на те же темы. Нужно было создавать оригинальный контент в нашей нише подготовки к ЕГЭ.

В конце октября 2022 года у нас появилась гипотеза. У 11 классов близилось итоговое декабрьское сочинение. Это обязательная аттестация, по ней школьников допускают к ЕГЭ. К сочинению нужно готовиться, но не так заранее, как к самому единому экзамену. Главное — подготовить список аргументов из произведений из литературы, которые можно использовать в сочинении. Мы подумали сделать такие разборы в аудио-формате.

В новый сезон мы позвали наших преподавательниц по русскому языку и литературе Агнию Розенталь и Василису Бродскую. Они выбрали 12 произведений и записали краткий пересказ с тезисами, которые можно использовать для аргументации с итоговом сочинении.

За несколько дней нас послушали 1 013 человек, а в Яндекс.Музыке подписалось 120 человек.
За несколько дней нас послушали 1 013 человек, а в Яндекс.Музыке подписалось 120 человек.

После сезона про итоговое сочинение мы снова вернулись к первоначальной концепции и выпустили «Комфортный сезон» из девяти выпусков про школьную жизнь. Но сезон не принёс результатов.

Как мы придумали короткий формат подкаста про школу и создали «вечный» контент

И тогда мы решили выпустить спецсезон про выбор выбор вуза и направления, потому что «куда поступать» — одна из самых актуальных болей нашей аудитории.

Каждый выпуск этого сезона вёл отдельный ведущий — преподаватель нашей онлайн-школы, который учился на соответствующем направлении. Мы собрали рейтинг вузов по направлениям и комментарии студентов, которые там учатся или учились. Добавили личное мнение нашего преподавателя, который является экспертом в данной специализации. Получились полезные обзоры вузов, которые помогают за 5 минут ознакомиться с разными универами.

<p>Также мы добавили ссылки на подкасты в маркетинговые воронки и поделились подкастом с учениками наших курсов. Это принесло около 7 000 прослушиваний и 35 новых подписчиков.</p>

Также мы добавили ссылки на подкасты в маркетинговые воронки и поделились подкастом с учениками наших курсов. Это принесло около 7 000 прослушиваний и 35 новых подписчиков.

<p>Процент дослушивания у выпусков про вуза был выше обычных. </p>

Процент дослушивания у выпусков про вуза был выше обычных.

Про партнёрства и продвижение

Параллельно мы занимались продвижением подкаста: делали анонсы в наших социальных сетях, сотрудничали с отделом маркетинга и добавляли релевантные выпуски в воронки, делали анонсы подкаста на внутреннюю аудиторию наших курсов.

Мы договорились о сотрудничестве с платформой аудиолекций Лектр. Они загрузили выпуски Переменки для бесплатного прослушивания. Это не принесло новых подписчиков, но принесло узнаваемость и кейс сотрудничества.

В преддверии лета мы решили сделать сезон про путешествия: рассказать про маршруты для поездок, сбор чемоданов, лайфхаки и дешёвые билеты. Мы запартнёрились с OneTwoTrip и Литрес. OneTwoTrip помогли с фактурой для выпусков, а Литрес загрузили подкаст к себе и добавили анонс в рассылки.

<p>Результаты получилось скромные: сезон про путешествия послушали около 3 000 человек. </p>

Результаты получилось скромные: сезон про путешествия послушали около 3 000 человек.

Как мы нащупали нашу фишку

Когда мы придумывали темы сезона, мы экспериментировали и смотрели на цифры только в моменте. Но спустя год мы обнаружили, что сезон про итоговое сочинение можно переиспользовать.

Особенность нашей аудитории — она обновляется каждый год, каждый год в 11 класс приходят новые ученики. Им актуальные те же темы, что были интересны их предшественникам годом ранее.

Мы напомнили про сезон про итоговое сочинение в соцсетях — и получили ещё 50 новых подписчиков и рост прослушиваний.

Как мы придумали короткий формат подкаста про школу и создали «вечный» контент
Как мы придумали короткий формат подкаста про школу и создали «вечный» контент

Это был наш главный инсайт: подкасты — игра в долгую, выпуски набирают прослушивания не в моменте, а со временем. И их актуальность можно предсказать.

Так мы решили делать «вне времени»: выбирать темы, которые будут всегда актуальны нашей ЦА — и через год, и через два. В итоге появился сезон с ответами на общие вопросы с преподавательницей биологии Мирой Леви.

Здесь мы решили попробовать две гипотезы — «вечный» контент и темы, которые интересны не только школьникам. Почему мы не видим маленьких голубей; что появилось раньше — курица или яйцо, сможет ли наука возродить динозавров? — вопросы, которые занимали нашу редакцию: )

Этот сезон мы выпустили в конце декабря 2023 года, и он принёс нам 10 700 прослушиваний за 2,5 месяца.

Как мы ещё продвигали наш подкаст

Самый успешный кейс роста подкаста — через инструменты промо от Яндекс Музыки. Подкасту «Переменка» это принесло 70 000 прослушиваний и более 200 человек новой аудитории. Весь кейс рассказываем в другой статье в блоге на vc.ru.

<p>результаты после промо от Яндекс Музыки</p>

результаты после промо от Яндекс Музыки

Пять выпусков «Переменки» попали в три подборки: «Пережить переходный возраст», «Единый государственный», «Бережно к Земле».

Наши инсайты по короткому формату подкаста:

  • Важно внимательно выбирать темы и следить за тем, что сейчас происходит в жизни вашей ЦА.
  • Не всегда коллабы с известными партнёрами приносят хорошие цифры. Иногда просто выбрав тему в мире ЦА, можно «залететь».
  • Экспериментировать с форматами — круто! Это один из способов найти свою фишку.
  • Нужно смотреть на будущее и пытаться предугадать, будет ли тема актуальна ЦА через год.

Авторы: Дарья Пилипенко, Кристина Бойко

66
Начать дискуссию