Как запустить своё шоу за три часа
В апреле 2020 года запустил разговорное шоу с прямыми эфирами, записями на YouTube и подкастом. Назвал его незамысловатым «Есть вопросик». Рассказываю, как это сделал. Читайте, если ещё не устали от трансляций по Zoom.
Эта статья была изначально опубликована в журнале «Развивейшн». Если вы хотите каждый месяц получать новую порцию интересного и полезного материала на вашу электронную почту, то оформите подписку.
Из собственной кухни на весь мир
Уже десять лет я горю идеей выйти в прямой эфир с собственной кухни. Когда в 2008 году услышал «Радио-т», понял, что сделать это реально и можно уже сейчас.
Тогда записал парочку выпусков простенького шоу с друзьями (которое, слава Богу, почило вместе с «Рподом»). Но серьёзно это увлечение не воспринял. О том периоде у меня остались приятные воспоминания и неумолимое желание продолжать.
Пару лет назад попробовал запустить подкаст про дизайн — область в которой мне всегда хотелось разобраться. Я горел и хотел сделать всё максимально качественно. Заранее договорился с крутейшими арт-директорами, заморочился с вопросами, записал три выпуска, потом пару дней корпел над дорожками (вылизывая монтаж, убирая паузы и вычищая звук).
В общем, подошёл к делу серьёзно, потратил кучу времени, нервов и усилий, а в итоге получил такой фидбек от знакомого. И понял, что всю эту работу делал зря. Подкаст оборвался на полуслове, а я остался абсолютно выгоревшем и разочарованным.
Главное, что я тогда понял, как бы сильно я ни пыхтел, результат всё равно получался посредственным
Но я не отчаялся! Решил, что если хочу по-настоящему преуспеть в бродкастинге, значит нужно сделать это своей работой. Так я стал редактором подкастов.
Редактирую подкасты под ключ
С лета 2018 до весны 2019 года я спродюсировал 27 эпизодов подкаста о бизнесе Websarafan Show: искал героев и договаривался о записи, готовил вопросы и собирал информацию, модерировал эфир и редактировал расшифровку. Иными словами, делал всего по чуть-чуть.
Было интересно, но немного нудно — в подкасте был отстроен процесс, и работа ощущалась исключительно механической. Но тем не менее это был очень интересный опыт, который я описал в отдельной статье.
На волне успеха я даже запустил своё маленькое шоу в группе «Вебсарафана» в Facebook: в прямом эфире обсуждал с экспертами разные области онлайн-бизнеса. Мы говорили обо всём: от email-рассылок до геймификации, от юридических вопросов до продвижения в Instagram.
Формат мне очень нравился, но работа в прямом эфире требует колоссальной выдержки и контроля эмоций, а с этим мне, как глубокому интроверту, было реально сложно. Даже ходил на курсы актёрского мастерства для ведущих.
Вести эфиры было интересно, но времени требовалось немало: подготовка и сбор аудитории напрягали. В итоге перестал делать шоу на 25 эпизоде.
В прошлом году я продюсировал коммерческий подкаст, который мы вместе с редакцией делали для «Сбербанка». Готовил вопросы, общался с героями и думал над тем, как сделать всё это интересным.
У нас было всё: крутейшая студия, лучший в мире звукач, поддержка и промо, но, к сожалению, продукт не взлетел. Процесс производства был очень долгим, поддерживать регулярность не получалось. Я вновь наступил на грабли: слишком много старался, но выпустить жизнеспособный продукт не смог.
Мне кажется, в конце прошлого года я был именно тем человеком, который много говорит о том, что хочет что-то транслировать, но ничего для этого не делает. Больше нет.
Одним махом шесть разных медиа
Месяц назад я запустил новый формат: смесь подкаста-интервью, разговорного радио-шоу и сессии вопросов и ответов (AMA). и стал одновременно ведущим прямых эфиров, ютубером и подкастером. О том, что я собственно сделал расскажу дальше.
Пока опубликованы пять эпизодов. Но я понимаю, что это очень перспективная история
🤗 Прямой эфир. Мы созваниваемся с героем в Zoom и час болтаем обо всём на свете: я задаю заранее заготовленные вопросы, а участники эфира спрашивают о том, что их волнует.
Получается ток-шоу, где каждый чувствует себя максимально важным, а атмосфера уютная и домашняя. Мне не хотелось делать ничего форматного и жёсткого, вот и шоу получается на расслабоне.
📹 Видео. Записи эфиров без монтажа и склеек публикую на ютубе. Качество получается не запредельное, но лучше, чем записанная прямая трансляция в фейсбуке или на другой площадке.
🎧 Подкаст. Звуковую дорожку с минимальной обработкой отдаю на подкаст-платформы через «Анкор» — это бесплатный сервис, в котором каждый может почувствовать себя настоящим подкастером.
📕 Статья в блоге. Она одновременно выступает лендингом, предваряющим эфир: тут можно оставить свою почту, чтобы потом получить приглашение и попасть в комнату в Zoom, где мы болтаем с героем.
После эфира страница становится хабом, где я собираю видео эфира, аудиозапись и дополнительные материалы: ссылки на книги, программы и статьи, которые упомянул герой.
💌 Рассылка. За час до эфира я отправляю людям, которые на него регистрировались, ссылку на комнату в Zoom, рассказываю ещё раз, кто к нам придёт, и прикладываю инструкцию о том, как подключиться, куда нажать.
Как сделать всё это за три часа
Звучит будто я серьёзно заморачиваюсь и парюсь. На самом деле нет! Трачу на подготовку эпизода совсем не много времени. Я оптимизировал процесс так, чтобы производство всех форматов было для меня наименее трудозатратным.
На каждый выпуск уходит не более трёх часов моей жизни (кажется, что можно меньше):
Избыточность форматов нужна для проверки гипотез. Сейчас моё шоу — это такой MVP, в зависимости от того, насколько оно будет успешным, буду улучшать, дорабатывать и допиливать.
Конечно, мне пока нечем похвастаться — на эфиры приходит около десяти человек, видео и подкасты набирают пару десятков прослушиваний, а в рассылке чуть больше дюжины подписчиков, но, как мне кажется, это неплохой старт. У меня уже есть список гостей на ближайшие пару месяцев, а на эфирах происходит какая-то невозможная магия.
Чему я научился
📌 Никакого перфекционизма. Мне шоу даёт возможность научиться перестать переживать из-за каждой запятой, кавычки или отступа. Маниакальное чувство прекрасного часто мешает начать и делать. Поэтому сейчас я бью себя по рукам, когда возникают мысли о том, чтобы начать монтировать или вырезать какие-то куски.
Да, продукт не совершенен, но у меня нет цели сразу сделать его идеальным. Важнее понять, а нужен ли он вообще кому-то кроме меня?
🎣 Идея ничто, процесс всё. Работая над подкастами в «Вебсарафане», я очень чётко понял, что начинающий бродкастер должен чётко понимать процесс работы: откуда будут браться герои и слушатели, какие этапы проходит обработка звука, как редактор работает на эфире.
Чтобы всё получилось, важно это прописать по шагам. Я подошёл к процессу системно, поэтому сейчас могу отправлять уже полностью оформленную страничку со всеми необходимыми материалами через час после эфира. Горжусь такой скоростью.
🎽 Без напряга. Если процесс не приносит тебе удовольствия, то ни о каком качественном результате даже заикаться не стоит. Я постарался максимально облегчить себе жизнь, чтобы сил хватило до тех пор, когда проект встанет на ноги и начнёт зарабатывать. Но об этом расскажу как-нибудь в другой раз.
Главное сейчас — получить отклик от аудитории. Если вам есть что сказать, пишите мне на почту zen@vonoiral.com или в Telegram @vonoiral.