Как три айтишника огранизовали свой первый музыкальный концерт
Нас было трое, как три щенка в огромном мире. Юра (то есть я), продакт-менеджер Авито, Дима (мой друг с детского сада), проджект-менеджер в x5 и Миша (младший брат моего старинного друга). Для понимания контекста: Дима учил меня играть на гитаре 15 лет назад, а Миша вытаскивал из оврага, в котором я оказался после развода, методом караоке и молодецкой свежести (он младше нас на 5 лет).
За прошлый год мы встали на путь развития своих социальных сетей и музыкального опыта. Я купил 4 гитары (акустику, бас, электро и трансакустику) и стал штамповать новые песни (на каре мне не хватило волос, поэтому после развода я откупался от депрессии творчеством). Миша тоже не уступал, он был завсегдатаем студенческих квартирников. А Дима... Дима просто за любую движуху.
И так мы решили спе(и)ться: начали с репетиций и их записи на видео, из чего получился достаточно веселый контент. А затем и вовсе решили создать творческое объединение, целью которого было объединение непрофессиональных музыкантов и их ресурсов для совместного творчества.
Затем начались первые выступления на улице (обязательно сделаю об этом отдельный пост), и мы купили некоторое оборудования для домашней записи песен и выступлений на Никольской или Арбате. Но этого было мало.
Задача №1 (маленькие звездочки)
Мы решили заявить о себе в узких кругах, но громко. И позвали всех знакомых исполнителей спеть любимые песни на нашем первом home concert. То есть задачей было найти музыкантов, которые захотят с нами сыграть и привести свою аудиторию. На это нам хватило одного-двух рукопожатий каждого из нас, и у нас быстро набралась группа в тг на 11 человек.
Задача №2 (сниму гараж)
Дальше наступила пора найти помещение для проведения концерта. Мы не хотели организовывать типичный квартирник в тесном помещении под акустику, мы хотели большой зал человек на 50, в котором можно будет и посидеть, и выпить, и поговорить, и устроить афтерпати. И тогда мы обратились к знакомому маркетологу лофта Нуар (который уже закрыт, к сожалению) с просьбой выделить нам помещение и оборудование. В ответ мы получили встречное условие: под нас закрывают лофт, но мы сами приводим гостей и должны за счет них заработать выручку в размере 30 000 рублей за время нашего выступления.
Задача №3 (мы тоже своего рода маркетологи)
Что ж, вызов принят, подумали мы, и стали думать, как привести хотя бы 30 человек, которые закажут со средним чеком в 1 000 рублей. Очевидными решениями были либо позвать платежеспособную публику (что противоречило нашей концепции народного творческого объединения), либо продавать билеты (что противоречило нашему статусу). Поэтому мы сделали вполне себе обоснованную ставку на авось и стали звать вообще всех, пользуясь смекалкой и креативом. К тому времени у нас было: 50 подписчиков в моем тг-канале о жизни айтишника и столько же - в канале Миши с лайфстайл тематикой. То есть мы пошли к лояльной аудитории в соц.сетях и к друзьям, которым потенциально могло быть интересно. «0 рублей на маркетинг» - это уже практически наш девиз.
Мы записывали промо у меня дома, буквально за один час, используя дешевую блогерскую камеру и еще более дешевый видеосвет.
Мы получили немало позитивных откликов и записей, но даже по числу потенциальных гостей все еще не вписывались в необходимое количество, поэтому до последнего у нас были огромные сомнения насчет нашего успеха.
Задача №4 (красота звучания)
Следующим шагом для нас было не ударить в грязь лицом и оправдать ожидания зрителей. Мы организовали и провели две репетиции по два часа, на которых буквально по два раза прогнали весь репертуар, и со словами "вроде норм, но я еще дома порепетирую" каждый ушел домой (конечно же, не репетировать).
Также нам нужно было обеспечить техническую составляющую. Концерт был акустическим, но с дополнительным оборудованием. Наш сетап выглядел так:
- микрофон Shure PGA58 (7 000 рублей)
- гитара Enya NexG 2 (70 000 рублей, но подошла бы любая электроакустика)
- мини-клавиатура Arturia KeyLAB 49
- звуковая карта Audient mk14
- какой-то кахон
Это оборудование у нас было (я уже писал про домашнюю студию и выступления на улице). И это существенно сократило наши затраты. Но при желании можно было включить любую электроакустику, синтезатор и микрофон напрямую в пульт, который был на месте. То есть это не особо-то и обязательные элементы для выступления, если вы найдете место с аппаратурой, владея при этом музыкальными инструментами.
Финальное задание (день Х)
Мы приехали на место в 18:00 (за 2 часа до старта официальной программы), не имея ни опыта работы с таким оборудованием на месте, ни понимания, что все провода между собой подружатся, ни веры в то, что придет достаточное количество зрителей. Мы правда были настроены на то, что нам придется скидываться и закрывать чек заведения. А также на то, что петь будем плохо, публика будет вялая, а акустика в помещении - никакая.
Стоит сказать, мы отстроились за полчаса, повесили гирлянду над сценой, выпили чай и кофе (реально чай и кофе) и принялись ждать чуда.
19:00 - пришел первый исполнитель.
19:30 - полное расстройство пустым залом и приход Никиты. Вообще, нам очень повезло, что среди исполнителей с нами был музыкант и звукорежиссер, который помог дотюнить в DAW (а играли мы через Logic на моем макбуке) чистый и хороший звук на месте.
И вот, наступает 19:45, и мы не верим глазам - народ начал идти. Да идти так, что уже к 20:00 практически не осталось свободных мест.
20:00 - мы приветствуем публику и объявляем, что скоро начнем (потому что исполнители задерживаются).
20:15 - мы начинаем.
21:00 - в разгар вечеринки мы видим полный зал и отличную отдачу аудитории. Помогает наша способность во время технических заминок взять микрофон и начать взаимодействовать с публикой.
21:15 в лофт заходят и остаются совершенно незнакомые люди, которые этажом ниже что-то праздновали в другом лофте. Занята уже и барная стойка, некоторые зрители просто стоят.
Вот и сказочке конец
По окончании мероприятия мы организуем караоке для гостей и продлеваем вечеринку еще на 2 часа. А потом затаив дыхание смотрим на финальный чек. 50 000 рублей. Мы перебили цель почти в 2 раза.
Но ценнее этого было другое - обратная связь зрителей (теплее не придумаешь). А еще некоторые гости после этого вдохновились тем, что мы делаем, и начали/возобновили занятия музыкой.
Да, это стоило большого количества времени на создание маркетинговых материалов. Да, это стоило больших усилий для приглашения гостей и исполнителей. Да, это стоило денег, в конце концов. Но оно того стоило.
Мы поняли, что главное - желание и энергия, а скиллы придут с развитием. Было немало промахов (мимо клавиш на синтах и с посадочными местами), но мы справишись и оставили приятное послевкусие у наших зрителей, исполнителей, да и у самих себя. А еще мы организовали видеосъемку концерта, можете посмотреть полную версию в нашей группе ВК. Также мы выкладываем туда разные проекты и форматы, которые пробуем. Например, музыкальный подкаст.
И вот сейчас мы организовываем второй концерт, где будет качество получше, а помещение - более актуальным и интересным. Если хотите прийти и послушать, либо позадавать нам вопросы, а то и выступить, пишите в мой телеграм. Вся информация, а также все закулисье наших активностей есть в моем тг-канале, подписывайтесь и пишите!