Вакансии в подкастинге: сколько их появляется, кто и каких специалистов ищет
Первое издание, полностью посвященное подкаст-индустрии в России — Podcasts.ru, запустилось ровно год назад. С самого начала мы позиционировали себя как площадку, на которой можно найти инструкции, гайды и полезные контакты.
С августа 2020 года мы размещали в нашем телеграм-канале и новостной рассылке вакансии, которые касались сферы подкастинга.
С помощью этого крупные подкаст-студии — «ТОЛК», «Заварили», SoundStream, «Подкастерская», медиа — «Батенька, да вы трансформер», «Лайфхакер», «РБК Тренды», и стриминговые сервисы — «Яндекс.Музыка» и «СберЗвук» находили подходящих соискателей.
Мы решили рассказать, почему это важно для индустрии, сколько вакансий появлялось, какие специалисты востребованы на рынке и сколько откликов в среднем приходит.
А подкаст-вакансии вообще есть?
Главной нашей тревогой в августе 2020 года было количество вакансий на новом рынке подкастинга.
Основным толчком к запуску рубрики о вакансиях стало появление новых местных игроков, которые запускали подкаст-сервисы тем летом: «СберЗвук», «Мегафон.Подкасты», а также развитие международных стриминговых сервисов на российском рынке: Storytel Hub, Spotify, Apple Podcasts, Deezer.
Тем не менее, до 2021 года рубрика вакансий носила нерегулярный характер. За пять месяцев 2020 года у нас появилось всего 15 вакансий.
А какие специалисты нужны?
Подкастинг охватывает как гуманитарные профессии: редактор, корректор, ведущий; так и технические специальности: монтажер, звукорежиссер, Software-инженер.
Почти 60% вакансий носят парт-тайм характер. 30% из них — полностью удаленные.
Только 8% вакансий за все время существования рубрики были неоплачеваемыми (стажерскими).
Самая частая вакансия — это редактор подкастов. В зависимости от компании в его сферу деятельности может входить:
- запуск подкастов, в том числе для брендов
- поиск героев,
- организация записей,
- редактура записанного материала,
- написание текстов рекламных интеграций,
- создание заголовков и описаний выпусков,
- публикация подкастов на платформах.
Схожие задачи стоят и перед продюсером подкастов. Часто это взаимозаменяемые должности, однако в больших студиях продюсер работает в паре с редактором, и они распределяют эти задачи между с��бой.
Каких знаний требуют от продюсеров и редакторов:
- опыт работы со смыслами (в газетах, журналах, ТВ),
- умение прорабатывать темы, находить героев, писать сценарии,
- знание английского языка,
- понимание особенностей подкаст-индустрии,
- (иногда) опыт запуска подкастов.
Кто чаще всего ищет продюсеров или редакторов:
- студии — «Заварили», «Дорогая редакция»
- медиа — «РБК Тренды», Strelka
- стриминговые сервисы — «Яндекс.Музыка», Apple Podcasts
Продюсеры и редакторы в подкаст-студиях за выпуск одного эпизода зарабатывают от 5 до 15 тысяч рублей. В медиа и стриминговых сервисах — до 150 тысяч рублей в месяц, в зависимости от уровня, загрузки, опыта и наличия дополнительных скиллов.
Очень много, у кого есть опыт съемки, продюсирования, но нет опыта именно в подкастах. Людей хватает, но по-настоящему крутых специалистов при этом мало. Их приходится прямо воспитывать, то есть даже когда мы берем людей уже с опытом — все равно приходится тратить время на обучение, потому что подкаст-специалистов по пальцем пересчитать.
Другая популярная вакансия в подкаст-индустрии — SMM-менеджер. Многие подкаст-студии и медиа стремятся расширить аудиторию своих подкастов за счет создания интересных социальных сетей.
За 2021 год было открыто 5 вакансий в сфере SMM в подкастинге.
Что чаще всего входит в обязанности SMM-специалиста:
- вести существующие соцсети,
- создавать новые под будущие проекты,
- делать, заказывать и редактировать тексты, картинки и видео,
- придумывать новые форматы взаимодействия с аудиторией,
- реагировать на инфоповоды,
- дружить с подкаст-коммьюнити.
Каких знаний требуют:
- опыт ведения соцсетей,
- умение создавать визуал (canva, Photoshop),
- умение работать в Adobe Premiere или других видеоредакторах,
- ориентирование в трендах и продвижении.
Кто чаще всего ищет специалистов в области SMM:
- студии — «ТОЛК», «Терменвокс»
- медиа — «МБХ медиа», «Батенька, да вы трансформер»
SMM-менеджер может зарабатывать от 10 до 50 тысяч рублей за партайм работу в сфере подкастинга.
Какие еще вакансии актуальны в подкастинге?
Менеджер по продажам, менеджер по маркетингу, ведущий подкаста, комьюнити и контент менеджер, корректор, бухгалтер, монтажер и дизайнер.
А сколько откликов приходит?
К сожалению, вакансии в подкаст-сфере не так широко освещаются. Часто можно видеть, как студии находят специалистов используя личные соцсети: посты в Facebook или Instagram.
По сравнению с другими сферами в медиа, подкасты — все еще относительно небольшая ниша. Самые популярные телеграм-каналы о подк��стах не превышают 5 тысяч человек.
Поэтому откликов на наши вакансии было не так много — от 10 до 100, в зависимости от известности компании и длительности проведения отбора.
И что тогда делать?
Мы искали способ увеличить интерес подкаст-рынка к размещению вакансий в нашем издании и одновременно расширить аудиторию, которая видит эти вакансии.
Нам хотелось привлечь больше студентов и выпускников творческих и гуманитарных вузов, чтобы увеличить приток новых сил и талантов в развивающуюся индустрию.
В итоге мы нашли такой способ. 29 июня мы объявили о сотрудничестве с сервисом по поиску работы «Буду». Мы будем стремиться облегчить доступ качественным кадрам в подкастинг.
Что это значит: все новые вакансии в подкастинге будут размещаться на странице Podcasts.ru на сервисе «Буду». И продвигаться как в социальных сетях Podcasts.ru, так и на площадках «Буду» (а это больше 130 тыс. сово��упной аудитории).
Сейчас в России около 7 000 авторов подкастов. Это и студии, и инди-подкасты — рынок на этапе формирования и стремительного роста. Рекрутинг в подкастинге по большей части состоит из фрилансеров — ниша full-time профессий только начинает зарождаться.
Студии и крупные авторы формируют запросы к навыкам в этой сфере. Уверен, что такое партнерство здорово ускорит этот процесс становления HR-составляющей рынка подкастов.
При этом для медиа, студий и инди-подкастеров продвижение их вакансий останется абсолютно бесплатным!
На старте нашего сотрудничества мы разместили на «Буду» и в Podcasts.ru две актуальные вакансии: SMM-специалиста и соведущего в инди-подкаст.
Меньше чем за сутки они собрали почти 50 откликов, что превзошло все наши ожидания.