Как начинающим айтишникам образовываться в IT через подкасты?
Амбициозное аудио-шоу про мемы в IT от студии «ТОЛК» и «М.Видео-Эльдорадо» превратилось в важный проект, которому удалось занять лидирующую позицию в нише подкастов про IT, привлечь внимание комьюнити и помочь начинающим IT-специалистам адаптироваться в индустрии. Кейс подкаста «Meme Overflow».
Болевая точка
В диджитал-среде мы часто наблюдаем формирование разных комьюнити: профессиональных, образовательных, по интересам и других. Мы стремимся быть частью этих сообществ, но страхи и внутренний синдром самозванца встают барьером между желанием быть заметным в индустрии и получить признание от коллег.
Подкаст-студия «ТОЛК» и «М.Видео-Эльдорадо» обратили внимание на комьюнити айтишников: сформировала фокус-группу из программистов, чтобы выяснить, как устроено взаимодействие внутри участников. Наиболее частой проблемой обозначали высокий порог входа для начинающих специалистов в IT-сообщества. Решение есть в подкастах — медиа-формате, в котором выстраивается эмоциональная связь со слушателями. Аудио легко интегрируется в повседневную жизнь человека, а аудитория в России стремительно растет и всё больше обращает внимание на новые аудио-шоу. По прогнозу экспертной группы IAB Russia к 2024 году количество слушателей подкастов достигнет 27,9 млн.
Идея подкаста
Новых запусков в русскоязычном подкастинге становится всё больше, при этом конкуренция на уровне ниш все еще низкая. Аудио-шоу становятся заметными и популярными благодаря нескольким слагаемым:
- креативная концепция – понятная и цепляющая, сформулированная из нескольких предложений
- качественный продакшн – на всех уровнях, от записанного звука до смыслового монтажа
- вовлекающий контент – ведущий, гости, темы выпусков работают в синтезе
Концепция подкаста Meme Overflow:
ведущий Анатолий Капустин всё знает про мемы и ничего про IT. Каждый выпуск он приглашает в гости айтишника, который объясняет ему сложные штуки из мира технологий на примере одного непонятного программистского мема. Отталкиваясь от мема, гость дает небольшую образовательную часть, и рассказывает о своем профессиональном опыте. Обложка каждого выпуска менялась — на ней изображался мем, который обсуждали герои.
- столкновения ролей: кто лучше разбирается в IT-мемах — мемолог или айтишник?
- возможно ли объяснить визуальные шутки голосом?
Аудитория, которая слушает такой подкаст, автоматически становится целевой из-за специфики контента. Если вы совсем не разбираетесь в технологиях и программировании, то вся информация будет абсолютно непонятной. Одновременно с этим, нет задачи перегрузить сложной айти-терминологией и темами, тогда вокруг подкаста сформируется аудитория начинающих айтишников. Через понимание локальных мемов, сленга, культуры поведения джуну в IT можно стать чуть ближе к коллегам из индустрии. Стать таким образовательным проводником и было задачей «Meme Overflow».
Что происходило в подкасте?
Гостями первого сезона «Meme Overflow» стали знаковые герои IT-комьюнити — от специалиста по искусственному интеллекту и айти-блогера до основателя языка программирования Kotlin и представителей компании «М.Видео-Эльдорадо». Все 12 выпусков охватывают разные области тем и профессий.
Приглашенные эксперты первого сезона:
- Григорий (Бобук) Бакунов — интернет-эксперт, подкастер
- Иван Ямщиков — руководитель лаборатории естественного языка Яндекса и ВШЭ, директор по стратегии школы «SkillFactory», сооснователь «Creaited Labs», бывший ИИ-евангелист ABBYY
- Татьяна Шаврина — data scientist, лингвист, тимлид команды AGI NLP, главный эксперт по технологиям Sberdevices
- Самат Галимов — технический директор, сооснователь «Федя и Самат», ex-CTO Meduza, Bookmate, RAWG, Pure
- Андрей Бреслав — программист, один из создателей языка программирования Kotlin
- Полина Коваль — программистка из Google
и многие другие.
Отправной точкой каждого выпуска был мем, который разбирали ведущий Анатолий Капустин и айтишник. Выбранный мем соотносился со сферой, на которой специализируется гость. А дальше обсуждение развивалось в рамках заданной темы, эксперты рассказывали, как устроен мир IT, делились своим опытом и объясняли профессиональные термины.
Почему совместный подкаст стал важным вкладом в развитие индустрии в России для группы «М.Видео-Эльдорадо»?
Гости и темы подбирались таким образом, чтобы закрыть как можно больше «темных» пятен для слушателей и снизить барьерность входа в комьюнити. Представители «М.Видео-Эльдорадо» рассказали, какие компетенции хотят видеть крупные IT-бренды в молодых специалистах, как проходит процесс разработки и тестирования на примере крупной компании, дали рекомендации и поделились опытом.
В Meme Overflow побывали эксперты «М.Видео-Эльдорадо»:
- Андрей Ревяшко — СТО группы «М.Видео-Эльдорадо»
- Константин Гусев — CPO коммерческих продуктов «М.Видео-Эльдорадо»
- Мария Мягких — руководитель проектов, продуктов и трансформаций «М.Видео-Эльдорадо»
- Артем Кротов — технический лидер продуктовой линейки М.Каталог компании «М.Видео-Эльдорадо».
Бренд видит будущее ритейла в цифровизации и развитии технологий, поэтому подкаст — это еще и один из способов внести свой вклад в развитие рынка в России, погрузить слушателей в экспертизу компании, показать, что в России существует цифровая розница, которая активно занимается развитием собственных IT-решений, а также расширить возможности для начинающих специалистов по трудоустройству. Дополнительным плюсом для «М.Видео-Эльдорадо» стало повышение узнаваемости собственного HR-бренда в IT-индустрии.
В результате «ТОЛК» и «М.Видео-Эльдорадо» удалось создать полноценный образовательно-просветительский проект, который был замечен индустрией.
Продвижение подкаста и ключевые показатели
Подкаст попал в топ на главную страницу Яндекс.Музыки и стал первым в категории в разделе «Новости технологий и WWDC» на Apple Podcasts
Выход в релиз нового проекта поддержали издания Афиша Daily и SRSLY
РБК.Тренды включили подкаст в подборку лучших подкастов про ИТ и техологии
Instagram-блогеры @sunniest (продакт-менеджер в JetBrains), @danieltrbn (продакт-менеджер в Яндексе, блогер про новые технологии, AR/VR) и @tskovalchuk (ex-CTO, блогер о путешествиях, образовании и технологиях) рассказали в сторис о подкасте
Университет ИТМО отметил подкаст в рамках лучших про науку и IT
Видеоверсия выпуска подкаста с Иваном Ямщиковым вышла на YouTube-канале факультета программирования и физики Питерской Вышки
Публикации в тематических телеграм-каналах: «Новости одного эникейщика», IT-мемасы, godnoTECH, Библиотека хакера.
Более 100 отзывов от слушателей в подкаст-приложениях:
Интеграция бренда в подкаст получилась очень аккуратной и неагрессивной:
Этот проект — огромный успех для нашей студии и наших дружественных партнеров из «М.Видео-Эльдорадо». В нише подкастов про технологии и айти очень много популярных и хороших проектов, но всех их объединяет схожесть в формате: это шоу, в которых берут интервью у известных айтишников, или обсуждают новости, или помогают найти soft skills и работу. Наш «Meme Overflow» занял позицию френдли-проекта для новичков, чтобы помочь воти в айти, быть своим среди коллег и, как минимум, разбираться в локальных шутках.
«М.Видео-Эльдорадо» — это давно уже не только про холодильники и стиральные машины. Мы их любим, знаем и продаём вагонами. Но так уж получилось, что только за последний год число айтишников в нашей компании выросло в разы. Сегодня каждый 30-й сотрудник в Группе — программист (он же разраб ака девелопер).
На пути цифровой трансформации, реализуемой в компании, все больше наших людей научились понимать некогда непонятный, специфический, птичий IT-слэнг, язык и юмор.
Однажды мы решили причинить добро окружающим и поделиться своими знаниями со Вселенной!
Так «М.Видео-Эльдорадо» совместно со студией «ТОЛК» реализовали интернет-проект Meme Overflow. Это понятный и доступный для прослушивания подкаст, рассчитанный на аудиторию начинающих айтишников.
Все про жизнь и юмор в IT голосами живых людей. Развешивайте уши, начинайте слушать!
Итоги первого сезона Meme Overflow
Включение в топ подкастов на Яндекс.Музыке и Apple Podcasts
~ 53 000 прослушиваний
около 4 000 000 охват промо-компании