Онлайн-кинотеатры в России: цены, доступность на различных платформах и перспективы рынка
Обзор популярных видеосервисов и мнения представителей Megogo, tvzavr, Okko, ivi о перспективах подписной модели.
Как онлайн-кинотеатры получают лицензионный контент
Представители видеосервисов ведут переговоры с правообладателями и заключают лицензионные договоры. После этого студия передаёт фильмы в онлайн-кинотеатры.
Работа с крупными мейджорами (студиями, производителями и правообладателями на контент) даёт легальным видеосервисам возможность показывать своим зрителям новинки кино.
Видеосервис получает информацию от правообладателей о предстоящем открытии цифровых продаж на ту или иную картину, дальше делают финансовое предложение мейджору. Начинается этап переговоров, после которого заключается сделка, затем фильм попадает на видеосервис.
Как зарабатывают онлайн-кинотеатры
- AVoD (Advertising Video on Demand) — есть реклама, однако пользователь не платит деньги за просмотр сериалов и фильмов.
- SVoD (Subscription Video on Demand) — пользователь оформляет периодическую подписку и может просматривать любой контент, входящий в неё.
- TVoD (Transactional Video on Demand) — пользователь арендует фильм на определённый срок (или оплачивает определённое количество просмотров).
- EST (Electronic Sell-Through) — пользователь покупает контент и может просматривать его без ограничений по времени или количеству просмотров.
Онлайн-кинотеатры в России
Сервис сотрудничает со многими кинопроизводителями, например, с 20th Century Fox, Paramount Pictures, Sony Pictures, Universal Studios, Walt Disney Pictures, Warner Bros и другими. Также в его каталогах доступен контент российских телеканалов.
Приложение ivi работает на мобильных устройствах, Smart TV и на консолях Xbox. Также фильмы и сериалы можно смотреть на компьютере.
Стоимость. Большая часть контента доступна для бесплатного просмотра после рекламных роликов. Также пользователь может оформить премиальную подписку за 399 рублей в месяц или купить видеоконтент по цене от 99 рублей.
Сервис позиционирует себя как премиальный. В его коллекции присутствуют фильмы в 4К-разрешении и звуком Dolby 5,1 на Smart TV. В Okko нет рекламы, так как отсутствует бесплатный контент.
Сервис работает на смартфонах и планшетах, Smart TV и на игровых консолях PlayStation.
Стоимость. Пользователь может арендовать видеоконтент на 48 часов или купить навсегда, оформить тематическую подписку (от 99 рублей в месяц за артхаус-фильмы, от 599 рублей — за сериалы «Амедиатеки») или выбрать пакет из нескольких подписок.
Megogo предоставляет доступ к фильмам и телесериалам, а также программам российских телеканалов. В большей части контента есть субтитры, а некоторые фильмы можно смотреть с сурдопереводом.
Megogo можно использовать на мобильных устройствах, ПК и Smart TV.
Стоимость. Есть возможность смотреть видеоконтент бесплатно с рекламой или оформить подписку за 197 рублей в месяц (на первый месяц действует скидка 99%). Большинство фильмов можно взять в аренду на два дня.
Содержит большую коллекцию фестивального и авторского кино.
Видеоконтент можно смотреть с помощью Smart TV, компьютеров, смартфонов и планшетов.
Стоимость. Большую часть контента можно смотреть бесплатно с рекламой или оформить подписку за 249 рублей в месяц. Новинки и отдельные фильмы, отмеченные красным знаком, можно взять в аренду или купить за сумму до 229 рублей.
Сервис специализируется на показе сериалов от HBO. В июле 2017 года получил статус Home of HBO, это значит, премьеры телесети выходят в России одновременно с США. Также в каталоге онлайн-кинотеатра есть фильмы и сериалы других студий: Showtime, Starz, BBC, ABC Studios, Sony Pictures и других.
Смотреть видео можно на ПК, Smart TV и мобильных устройствах. В мобильном приложении «Амедиатеки» есть опция скачивания контента на 30 дней с возможностью просмотра без интернета.
Стоимость. Видеоконтент сервиса включен в основную подписку. Ее цена — 599 рублей в месяц. Также некоторые фильмы и сериалы можно взять в аренду.
Как развивается рынок легального просмотра фильмов в России
Рост популярности подписной модели
По данным журнала Forbes, в отличие от западных стран, где традиционно популярны персонализированные платные подписки, российский пользователь предпочитает смотреть фильмы и сериалы бесплатно, даже если показ будет прерываться на рекламу.
Исторически сложилось так, что в Америке и Европе люди всегда платили за контент, начиная со времён кабельного телевидения. Покупка подписки — органичное продолжение этого действия, обусловленное прежде всего западным менталитетом.
Такие сервисы, как Netflix, сегодня предлагают уникальный контент собственного производства, который больше нигде нельзя увидеть, кроме как у них по подписке.
Это также привлекает пользователей и делает подписную модель на Западе популярнее. Что касается российских онлайн-кинотеатров, то большинство из них работает по смешанной модели — предлагают бесплатный и платный просмотры.
Руководители российских онлайн-кинотеатров отмечают растущую популярность подписной модели SVoD.
Самой популярной моделью пока остается AVoD, однако платная модель в течение последних лет активно растет. Доля доходов от платной модели в выручке tvzavr за 2017 год выросла в три раза по сравнению с 2016-м годом.
По итогам 2017 года платная модель монетизации впервые обогнала рекламную. Структура выручки игроков постепенно меняется, важное место в ней занимает SVoD, доходы от подписных продуктов.
Платные сервисы всё больше проникают в нашу жизнь — набирают обороты не только онлайн-кинотеатры, но и музыкальные сервисы, сервисы подписки на книги и так далее. Об этом свидетельствуют результаты многих исследований.
Причина роста довольно проста: мы окружены большим количеством информации, не успеваем за ней следить и выбирать лучшее по содержанию и качеству. Поэтому всё больше людей полагаются на помощь сервисов, которые отчасти выполняют эти функции за нас.
Рынок растёт внушительными темпами, причём рост платной модели опережает рост рекламной модели. В структуре наших доходов также преобладают доходы от платной модели. По итогам 2017 года выручка платной модели составила 61% от общей выручки сервиса.
Использование разных устройств для просмотра видео
Мы видим несколько драйверов легального просмотра видеоконтента. Во-первых, это позитивные изменения на рынке Smart TV и развитие mobile. Аудитория Smart TV очень привлекательна с точки зрения доходов. Это прежде всего люди, которые предпочитают удобство и комфортный просмотр контента в приложениях онлайн-кинотеатров.
Также к драйверам ОТТ-видеосервисов можно отнести развитие технологической базы и качественное улучшение контентного предложения: сокращение цифровых окон, развитие собственного производства, улучшение рекомендательной системы.
Одна из главных тенденций развития OTT-смотрения — это переход на мобайл. За 2017 год в «Амедиатеке» просмотры на мобильных устройствах выросли на 40%, то есть почти половина смотрения приходится на них.
Это говорит о том, что люди привыкли смотреть сериалы в метро по дороге на работу, в пробке, в такси и так далее. Также продолжает расти смотрение на Smart TV, это значит, что люди начинают выбирать альтернативное телевидение с индивидуальным выбором контента, без программной сетки и рекламы. В целом мы наблюдаем стабильный рост рынка.
Рост рынка онлайн-кинотеатров
Генеральный директор Megogo Виктор Чеканов считает, что это связано с несколькими трендами:
- продолжение блокировок пиратских ресурсов;
- сотрудничество различных игроков рынка (телеком-операторов, видеосервисов, телеканалов) между собой;
- рост у пользователей количества устройств для просмотра видео.
Российский рынок легальных видеосервисов растёт довольно высокими темпами. В последние три года стал нарастать уровень конкуренции. На рынке начали появляться новые игроки — владельцы контента и телеканалы, что говорит о продолжении глобального тренда (яркие примеры на мировом рынке — Disney и Netflix) на российском рынке.
По нашим прогнозам, рынок продолжит рост. Тут мы согласны с аналитиками и считаем, что обороты игроков к 2021 году составят более 34 млрд рублей, а прогнозируемый ежегодный рост рынка будет составлять более 20%. Платные модели монетизации выйдут на первый план.
В ближайшие годы ещё актуальнее станет вопрос конкурентоспособности. Онлайн-кинотеатры будут соревноваться в качестве сервиса, технологичности, а также разработке и совершенствовании автоматических рекомендательных систем.
Okko продолжит увеличивать библиотеку, добавлять свежий качественный контент, а также расширять тематические подборки, которые будут интересны пользователям, — познавательные, образовательные, детские, сезонные и другие.
Мы продолжим развиваться технологически: делать акцент на современных премиальных технологиях — 4К, HDR, Dolby Atmos и Dolby Vision, обеспечивая высокое качество продукта для наших зрителей.
Мы живём в эпоху роста объёмов контента и устройств, а бум Smart TV и приставок ускорил темп потребления платного контента. По данным Digital TV Research, в 2017 году доходы легальных видеосервисов в мире составили $46,5 млрд, что на 26% больше результатов 2016 года.
К 2021 году выручка рынка в мире должна достигнуть $78,1 млрд. В России, по данным J’son & Partners Management consultancy, обороты продолжат расти в период с 2018 года по 2021 год со средним темпом 21% и составят в 2021 году более 34 млрд рублей без НДС.
По данным «ТМТ Консалтинг», рынок российских онлайн-кинотеатров за 2017 год вырос на 60%. Уверена, что к концу 2018 мы увидим не меньшую цифру, а, скорее всего, большую. Привычка платить за контент и удобство сервиса формируется у нас в стране. И чем больше информации потребляет человек, тем больше необходимость в фильтрации этой информации и персонализации предложения. Идеальная рекомендательная система – самый важный аспект развития бизнеса сегодня.