Как захотеть и снять полнометражное кино о не придуманных героях! Часть 1
Близкая каждому ситуация – сталкиваешься в жизни с чем-то интересным, тут же приходит мысль: "Кино бы об этом снять!" А потом вспоминаешь, что ты не член союза кинематографистов и с грустью живешь дальше. С нами однажды (до этого тоже бывало) произошло что-то подобное. Приехали в Тольятти, на родину жигулевской класисски, поездили по Автозаводскому району с его 10 полосными межквартальными дорогами, прониклись духом советского конструктивизма в уникальных зданиях культмассового быта, потом ввели в ютубе запрос "Тольятти история" и утонули в море информации об Автограде образца 90-х, когда... А вот это самое интересное!
При вводе в поиске видеохостинга банальной фразы "Тольятти история" на незадачливого путешественника обрушивается лавина зашкварных криминальных историй, развернувшихся в Тольятти в 90-е и 2000-е годы. Сказывалось предназначение города. Автоград, выпускавший тысячи вожделенных "восьмерок", "шестерок" и "нив", в кривом зеркале 90-х стал местом золотой лихорадки для многих падких на легкий заработок граждан ушедшего СССР. Несколько выпусков "Криминальной России", "Честного детектива" и "Центрального телевидения" красноречиво и с огоньком расскажут о выдающихся бандитах, особо одаренных олигархах, уникальных милиционерах и смелых журналистах, ставших главными действующими лицами рыночных отношений самого большого в России города, не являющегося субъектом федерации.
И если криминальные истории ожидаемы (почти каждый большой город России может похвастаться бригадой, державшей в страхе коммерсантов), есть в хронике Тольятти тех "святых" годов несколько героев, чьи судьбы более любопытны, чем перипетии криминальных авторитетов, решивших, что им можно все и даже немного больше.
О них тоже много снято. Документальный фильм-расследование из цикла "Совершенно секретно" интригующе называется "Город погибших журналистов". За неполных 40 минут он рассказывает о ситуации, больше подходящей Сицилии, а еще больше – сериалу "Спрут" о сицилийской мафии. Дело в том, что за несколько лет (в числе злосчастных 90-00-х) в 800-соттысячном Тольятти было убито несколько редакторов телекомпаний и газет. Причем часть этих убийств не раскрыта до сих пор. Среди убитых в самом начале тысячелетия журналистов оказалось два друга – Валерий Иванов и Алексей Сидоров, создавшие в 1996 году самую громкую газету Автограда – "Тольяттинское обозрение". Уникальность газеты заключалась в том, что на ее полосах местные репортеры называли вещи своими именами, не боясь ни бандитов, ни власть, ни олигархов.
Газета просуществовала аж до 2022 года, когда был убит первый ее редактор – Валерий Иванов. Еще через полтора года – вставший на его место Алексей Сидоров. После убийства Алексея начался закат газеты. Возникает вопрос – как на протяжении целых 7 лет региональная газета смогла оставаться неподкупной, мешающей абсолютно всем игрокам раздербанивания промышленного центра Поволжья, набирающей обороты и увеличивающей тираж?!
Кроме казавшихся бессмертными журналистов в Тольятти работал особый оперативник – майор милиции Дмитрий Огородников, легенда уголовного розыска, "дядя Степа" Автограда, которого боялись все – начиная от бандитов, заканчивая генералами. Огород, как его знает весь город, был человеком сильным – ростом 2,05 метра с 68 размером одежды (если сможете представить человека таких габаритов, легко додумаете, сколько интересного ему рассказывали бандиты на допросах).
Вот мы и подошли к началу нашей современной истории о кино, посвященном тольяттинским журналистам и милиционерам, защищавшим государственность безжалостно разворовываемой России и отдавшим за свои убеждения жизни. Согласитесь, такие герои достойны кинофильма?! Скажу иначе – удивительно, как до сих пор о них еще не сняли кино. И зачем придумывать вымышленного майора Грома, если Волга дала потомкам навыдуманного майора Огорода?! Вопрос, конечно, риторический (а скорее, коммерческий).
Наша эпопея со съемками художественного фильма о героях Тольятти началась весной 2021 года. Мы – это несколько журналистов федеральных изданий, искренне влюбившихся в историю и свихнувшихся на идее сохранить в вечности имена коллег-журналистов. Мы умели снимать публицистические фильмы. Но киновузов не кончали и хлопушкой не хлопали. Всему предстояло учиться на ходу.
Начало пути в кино
В качестве иллюстрации приведены фотографии первого дня съемок. Но на самом деле до него еще было далеко – мы находились на нулевой отметке – мы только-только начали покупать оборудование для съемок, в перерывах между поездками в Тольятти и встречами с теми, кто мог нам хоть что-то рассказать о главных героях. Круг встреч был широким – от родственников до главы города, который знал их лично. Собирая материал, мы столкнулись с разным отношением к себе – от полного неприятия идеи съемки кино о "наших ребятах" (которых "нельзя помнить" другим) до подробнейших рассказов, сопровождаемых фотографиями, принесенных в олдскульных альбомах.
Наверное, нужно сказать, откуда у нас были деньги на реализацию задуманного. Мы, уроженцы разных регионов России, оказались в Самарской области на большом ресурсоемком проекте. Так что небольшой стартовый капитал у нас был.
В поисках фактуры мы добрались до людей, давно уехавших из Самарской области. Один из таких контактов – Александр Князев, легендарный самарский журналист, основатель газеты "Все и всё", в которой начинали работать наши герои – Валерий Иванов и Алексей Сидоров.
В наработке фактуры мы многое узнали о самом Тольятти, о его уникальности, о значении для России после госпереворота 1991 года. Оказывается, в Автограде еще в советские времена были заложены основы самоуправления. А когда Союз рухнул, в Тольятти потянулись караваны чиновников новой России за опытом самоуправления.
Ну и, конечно, самая главная особенность города – вся городская жизнь строилась вокруг промышленных гигантов – заводов АвтоВАЗ, Куйбышевазот, Тольяттиазот и другие. Именно заводы традиционно в Тольятти отвечали за социальные объекты – школы, садики, поликлиники.
На этом первую часть закончу.
Спасибо, что прочли. Берегите себя!