Георгий Лобушкин: То, кем ты являешься, называется совестью
Конспект разговора с Георгием Лобушкиным, PR-директором агрегатора такси «Ситимобил», бывшим руководителем пресс-службы «ВКонтакте» и руководителем социальных сетей штаба кандидата в президенты России Ксении Собчак, в рамках подкаста Digital Newsroom. О вирусном маркетинге, хайповом PR и о том, как устроиться в компании мечты.
Какая средняя зарплата пиарщика в Москве, предположим, с опытом три года?
170 тысяч рублей — средняя зарплата, не в ИТ-компании. Максимальная зарплата в компаниях, которую я наблюдаю, — 500 тысяч рублей. Больше зарабатывают единицы, в основном это даже не про PR, а про должность (например, известные журналисты, пришедшие в компанию). Там должно быть больше миллиона точно.
Как найти работу в PR начинающим специалистам?
Первое, что нужно сделать, — стать экспертом в интересующей области (предположим, ИТ). Читать новости, начинать разбираться. Второе — показать, что ты разбираешься в выбранной области. Например, завести Telegram-канал или любую другую площадку и рассказывать об этом. Так очень быстро можно попасть в поле зрения тех людей, которые специалисту нужны. Наверняка они подпишутся, а потом уже захотят встретиться.
Как один твит помог тебе устроиться на работу?
Это была довольно курьёзная ситуация: в день, когда я ушёл из MRG, Ксения Собчак объявила, что будет баллотироваться в президенты. Я сыграл на этом инфоповоде и пошутил в Twitter, спросив, нужен ли ей пиарщик. Это была шутка, я никогда не хотел работать в политике. Но через пару дней мы созвонились со штабом, и уже через неделю у меня была работа.
Про то, как изменились компании мечты.
50 лет назад все хотели быть космонавтами и пилотами. Но романтика из авиации ушла. Экономика убила романтику. Раньше строили «Конкорды», космические корабли, вкладывались в науку. Сейчас грандиозная история происходит раз в год, и это выход нового iPhone. ИТ-компании сегодня — «царь горы».
В какой компании ты мечтаешь работать?
Telegram и «Аэрофлот».
Вирусное продвижение — что это?
Вирусное продвижение в PR — это то, сколько людей поделятся новостью, сколько публикаций напишет СМИ. Вирусный маркетинг — это про влияние на бизнес. У нас была история с «Ситимобил» с промокодами «Убир» и «Индекс». Несмотря на то, что мы просто немного потроллили конкурентов, промокод разлетелся по всевозможным пабликам и каналам. Когда про это написали СМИ, мы получили огромное количество установок. Это уже маркетинг.
50 лет назад все хотели быть космонавтами и пилотами. Но экономика убила романтику в этих сферах. Сейчас грандиозная история происходит раз в год, и это выход нового iPhone. ИТ-компании сегодня — «царь горы».
Как оценить работу пиарщика?
Например, PR продвигает компанию, а в итоге разработчик готов работать в компании благодаря просто её имени не за 300 тысяч, а за 200 тысяч рублей. Вот тебе экономия. Плюс отношения с инвесторами, особенно перед IPO, — важнейшая вещь. Иногда PR помогает бизнесу performance-инструментами и привлекает людей на площадку или в компанию.
Как создать креативную идею?
Первое — понять, что сейчас волнует людей. Самолёт на кукурузное поле не часто приземляется. Ухватиться за это и попытаться «поженить» со своей компанией. Вот, например, сувенирка, которую делает RT: шлёпки с отпечатком «русский след», футболки с фразой пилота того самого самолёта, шоколадный Солсберийский собор и прочее.
Где ты мониторишь новости?
В Telegram я провожу 27 часов в неделю. Ещё лента Facebook, немного Twitter и «Яндекс.Новости».
Что будет с медиа через пять лет?
Медиа будут в Telegram или на других нативных платформах. Анонимные «телеканалы» (так Георгий называет Telegram-каналы) — это то, что изобретено благодаря Telegram, они будут развиваться. У меня есть анонимный Telegram-канал. Некоторые друзья о нём знают, но у меня нет задачи об этом рассказывать на широкую аудиторию.
Что такое «репутация»?
Репутация — то, что про тебя говорят, думают и пишут, то, какие смыслы и понимание о себе ты людям донёс.
А как называется то, кем ты являешься на самом деле?
А то, кем ты являешься на самом деле, называется «совесть».
Главное, чему ты научился в штабе Ксении Собчак.
Во-первых, за полгода я получил шикарный интенсив по коммуникациям, и это был лучший опыт для пиарщика: смотришь, как штаб взаимодействует со СМИ, как люди придумывают смыслы.
Нас было примерно 50 человек: это люди, которые производят контент (в основном видео, канал на YouTube был главным инструментом), пресс-служба, соцсети, сайт. Все ребята были очень «скилловыми», даже не на руководящих постах. Я думал, что приду из ИТ и расскажу как делается пиар, но учили в итоге меня.
Второй момент — нетворкинг. Я познакомился с такими людьми, доступ к которым, наверное, не получил бы нигде. Политики, люди из шоу-бизнеса и многие другие.
Третье — я понял, как работать быстро и как это делают остальные люди. Времени постоять и отдышаться не было.
«Карточный Коник» ваш?
Я не был готов к такому вопросу. Но нет, это не мой канал.
Почему Павел Дуров никогда не нанимал девушек?
Так исторически сложилось. Павлу проще работать с парнями. В его окружении никогда не было девушек. Когда я пришёл во «ВКонтакте», соцсеть состояла в основном из продуктовой команды. Первый, кого Дуров подпустил к себе, была пресс-служба. Это был Влад Цыплухин. Но первая девушка, которая появилась во «ВКонтакте», появилась именно в коммуникациях.
Как пиарится Telegram?
У Telegram нет пиарщиков. В России они не нужны, а в мире Павел сам — лучший пиарщик. В широком смысле он даже больше политик, чем пиарщик. В каждый момент времени он соответствует тому, что нужно его компании. Я бы назвал Павла предельно откровенным в своих действиях.
Георгий Лобушкин закончил экономический факультет СПбГУ. После окончания учёбы с 2011 года начал работать во «ВКонтакте» менеджером по коммуникациям. С 2013 года — на должности руководителя пресс-службы и представителя социальной сети. В 2016 году переехал из Петербурга в Москву и перешёл в Mail.ru Group директором по стратегическим коммуникациям, но ушёл из компании, перейдя на должность руководителя социальных медиа предвыборного штаба Ксении Собчак. В прошлом году вернулся в Mail.ru Group руководителем пресс-службы «Ситимобил».
Если вам стало интересно и вы хотите прослушать весь разговор, есть подкаст Digital Newsroom. Слушать его можно здесь:
«ВКонтакте».
Читать канал о медиа и технологиях — здесь.
Digital Newsroom — подкаст о том, как меняются медиа и сфера коммуникаций и как на это влияют технологии. В прошлых выпусках участвовали Сергей Паранько, digital-директор «Ведомостей», Ольга Сидорова, редакционный директор Mail.ru Group, Андрей Коняев, издатель N+1, Юрий Сапрыкин из Meduza, Никита Лихачёв, главный редактор TJournal, Залина Маршенкулова, управляющий партнёр «Мамихлапинатаны», Ивар Максутов, издатель «Постнауки», Антон Шингарев, вице-президент по связям с госорганами Kaspersky, Элина Исагулова, вице-президент и коммерческий директор Mail.ru Group, Арсений Ашомко, создатель студии «Спасибо, очень интересно» и бренда MEH. Ведущая — Анастасия Жбанова.